№8, 1959/Обзоры и рецензии

Словесная живопись Бажова

Р. Р. Гельгардт, Стиль сказов Бажова, Пермское книжное издательство, 1958, 481 стр

Бажов… Кто не восхищался сиянием его речевых самоцветов! Только благодаря удивительной сноровке и золотым рукам могло выйти из-под пера мастера граненое, сверкающее красками народного ума и юмора слово. И как, в самом деле, поучительно для писателя, особенно молодого, проникнуть в «секреты» творческой лаборатории этого замечательного умельца словесной живописи. В связи с этим любая удачная попытка изучения языка и слога Бажова – радостное событие. Именно таковой нам и представляется книга Р. Гельгардта «Стиль сказов Бажова». Работа действительно капитальная, обобщающая многолетние наблюдения автора. Кстати говоря, современная наука о художественной речи испытывает в подобных исследованиях тем более острую нужду, что, помимо выявления специфических особенностей словесно-художественного мастерства П. Бажова, Р. Гельгардт ставит общую коренную проблему стилистики: о принципах изучения словесной ткани художественного текста, о синтезе элементов литературоведения и языкознания. В книге шесть глав, поднимающих сложный комплекс вопросов: проблема исторической и фольклорной стилизации как одной из важнейших форм современного словесного искусства, семантико-стилистическая структура образа повествователя и его эволюция, лексические и грамматические средства воссоздания речи рассказчика, роль мировоззрения в стиле писателя, проблема научного языка стилистики и пр.

Сказ (повествование от лица рассказчика) – исторически сложившаяся в литературе форма словесно-художественного творчества, ведущая начало от «Жития протопопа Аввакума» (XVII в.). Главное в языковом фундаменте сказа – историческая достоверность речи рассказчика. Сказ – это искусство сочетания исторической и индивидуальной языково-стилистической достоверности. У Бажова рассказчиков несколько: дед Слышко, Хмелинин и другие. Основной языковый материал для построения этих образов почерпнут писателем в рабочем фольклоре и местном говоре Урала. Р. Гельгардт верно определяет исторический контекст, в котором появились первые сказы писателя (1936). Это время характеризовалось острым интересом к литературным формам фольклорной и исторической стилизации, именно тогда появились «Страна Муравия» А. Твардовского и «Поэма ухода» М. Исаковского.

Цитировать

Степанов, А. Словесная живопись Бажова / А. Степанов // Вопросы литературы. - 1959 - №8. - C. 202-204
Копировать