Скрытый сеанс «воссоздания эмпатии» в рассказе Д. Ф. Уоллеса «Октет»
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–00317
В последние десятилетия психологи, нейропсихологи и нейробиологи всего мира — Э. Марш, Дж. Заки, А. Хансен [Марш 2019; Заки 2021; Хансен 2021], а также Д. Гоулман, М. Гоулстон, Э. Г. Шейн — интенсивно изучают проблему утраты сенситивности в человеке. Ученые отмечают отсутствие в современном человеке способности понимать и чувствовать другого, склонность к психопатии, к «белой меланхолии»1 [Юханнисон 2021: 60–74]. Примерно с середины ХХ века человек терял способность сопереживания; исследователи проблемы индифферентности Дж. Твенге и К. Кэмпбелл [Twenge, Campbell 2009] отмечают, что этот феномен стал проявляться наиболее отчетливо с 1990 года, они называют его «эпидемией нарциссизма».
Причин у этого явления немало: тесное соединение современного человека с техническими средствами, с компьютерными системами, соцсетями (Заки, Хансен); перенесенный акт агрессии или насилия (Заки, Уилсон); нарушение работы головного мозга, например дисфункция амигдалы (Марш); восприятие человеческим мозгом дурных или искаженных новостей (Марш); непоспевание человеческого мозга за технологическими и цифровыми преобразованиями (Хансен).
Литература тоже внесла свой вклад в формирование нового «безэмоционального» человека. Исследователи признаков метамодернизма в современной литературе — Т. Вермюлен, Э. Гиббонс, Л. Константину, Н. Тиммер [Константину 2019; Метамодернизм… 2019 со ссылкой на Jameson 1991] — именуют «неэмоциональной» всю литературу постмодерна: они называют данное явление «исчезновением аффекта». Это определение не выдерживает критики: в литературе, которую принято относить к постмодернизму (произведения Дж. Фаулза, П. Зюскинда, Х. Л. Борхеса, Г. Гарсиа Маркеса, Дж. Барта, Х. Мураками), текст не менее эмоционален и герои выражают не менее искренние чувства, чем персонажи произведений модернизма (конца XIX — первой половины XX века), а также более ранней литературы — романтизма, реализма, натурализма. Единственное, чем, на наш взгляд, отличаются эмоциональные тексты постмодерна от более ранних, — это деконструкция (термин Ж. Деррида), разрушение морально-эстетических основ, заложенных предшествующими традициями, через злую иронию, подмену старых ценностей новыми либо через элементарное замалчивание существования этих категорий.
К «безэмоциональной литературе» мы причисляем совершенно иной пласт произведений ХХ века. Это тексты, которые относятся к авангардным и экспериментальным течениям — к патафизике («соединяющей науку и поэзию» согласно определению А. Жарри в пьесе «Гиньоль», 1893). Речь идет о таких явлениях, как леттризм И. Изу и конкретная (визуальная и фонетическая) поэзия, корни которых уходят в дадаизм, итальянский футуризм («слова на свободе» Ф. Т. Маринетти), сюрреализм («автоматическое письмо»). Позднее на их основе возникнут «языковая поэзия», или лингвоцентрическое письмо, С. МакКаффри, асемическое письмо, поэзия Ф. Г. Салливана и Д. Гарднера (поэзия из спонтанных результатов поиска в интернете), диджитальная, или цифровая, литература, сетевая литература, поэзия искусственного интеллекта и подражание человека данной поэзии [Корчагин 2019]. К безэмоциональным произведениям, на наш взгляд, относится и «абсурдная» литература (новый роман, драма абсурда). Эмоциональность здесь словно бы присутствует, но является иллюзией искренних чувств.
При этом «абсурд» у Ф. Кафки и французских экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар), а также у Б. Виана мы не относим к безэмоциональному. В произведениях перечисленных авторов нить реального, буквального, искреннего четко (или нечетко) прослеживается, а герои этих произведений невероятно эмоциональны. Камю в романе «Посторонний» одним из первых заостряет внимание читателя на зарождающейся проблеме нового неэмпатичного, индифферентного человека.
Что же касается эмоциональной, или аффективной, литературы модернизма, к примеру которой возвращаются современные авторы, то она не только является сегодня основой для возрождения аффекта в самом тексте, но и оказывает психологическую помощь человеку, утратившему способность чувствовать и сопереживать. Например, известна терапевтическая практика, применяемая с 1990-х годов в работе с заключенными американских тюрем (Заки): давать им читать тексты модернистов и современных писателей — адептов «новой искренности». Данные произведения наполнены искренней эмоциональностью, повествуют либо о добрых качествах человека, либо о человеческой агрессии, о различных чрезвычайных обстоятельствах (актах насилия, пережитых ярких эмоциях). Это произведения Э. Хемингуэя (прежде всего рассказ «Старик и море»), из современных авторов — Д. Эллисон, Т. К. Бойл. Эксперименты показывают, что некоторые заключенные действительно начинают пересматривать свои взгляды и образ жизни, становятся более чувствительными к другим людям.
В литературе последних лет предпринимается попытка вернуть героя, стремящегося избавиться от своих изъянов, жалующегося на проблему, чувствительного, пробуждающего в читателе эмпатию2. Это «реанимационная» или даже «библиотерапевтическая» (термин С. Крозерса) литература.
- Данное понятие многозначно, здесь мы понимаем под белой меланхолией безразличие, апатию, ощущение внутренней пустоты.[↩]
- Об интересе к эмпатии как методу воссоздания душевного мира человека (в современных гуманитарных науках) подробно рассказывает М. Ковальзон [Ковальзон 2011], перечисляя основных исследователей данного явления в философии, психологии, истории.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2024
Литература
Аствацатуров А. А. Дэвид Фостер Уоллес в полемике с постмодернизмом («Бесконечная шутка»). Открытая лекция в Музее В. В. Набокова СПбГУ. 20.12.2020. URL: https://spbu.ru/news-events/calendar/devid-foster-uolles-v-polemike-s-postmodernizmom-beskonechnaya-shutka (дата
обращения: 15.07.2022).
Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Перевод с фр. А. В. Качалова.
М.: Рипол-Классик, 2019.
Брауз С. Между правдой, искренностью и сатирой: политика постправды и риторика аутентичности // Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / Ред. Р. ван ден Аккер, Т. Вермюлен, Э. Гиббонс. Перевод с англ. В. М. Липки. М.: Рипол-Классик, 2019. C. 386–418.
Заки Дж. Сила доброты. Как с помощью эмпатии менять мир к лучшему / Перевод с англ. Е. Петровой. М.: МИФ, 2021.
Ковальзон М. М. Эмпатия как метод воссоздания душевного мира человека и социума // Философские науки. 2011. № 5. С. 70–82.
Константину Л. Четыре лика постиронии // Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма. 2019. С. 221–256.
Корчагин К. Подражая машине: мимесис и электронная поэзия. Несколько заметок // Синий диван. Философско-теоретический журнал. 2019. Вып. 23. С. 169–179.
Марш Э. Страх. Как одна эмоция объединяет / Перевод с англ. А. В. Козырева. М.: Группа Компаний РИПОЛ классик; Панглосс, 2019.
Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / Ред. Р. ван ден Аккер, Т. Вермюлен, Э. Гиббонс. Перевод с англ. В. М. Липки. М.: Рипол-Классик, 2019.
Поляринов А. В. Почему нужно читать Дэвида Фостера Уоллеса прямо
сейчас? // Афиша Daily. 2016. 20 августа. URL: https://daily.afisha.ru/brain/3069-pochemu-nuzhno-chitat-devida-fostera-uollesa-pryamo-seychas/ (дата обращения: 17.07.2022).
Тиммер Н. Аффект метамодерна // Метамодернизм. Историчность,
аффект и глубина после постмодернизма. 2019. С. 213–220.
Хансен А. На цифровой игле. Влияние гаджетов на наши привычки, мозг, здоровье / Перевод со швед. И. Н. Петровой. М.: Рипол-Классик, 2021.
Юханнисон К. История меланхолии / Перевод со швед. И. Матыциной. М.: Новое литературное обозрение, 2021.
Jameson F. The cultural logic of late capitalism // Jameson F. Postmodernism, or, the cultural logic of late capitalism. London; Brooklyn: Verso, 1991. P. 1–54.
Kelly А. David Foster Wallace and the new sincerity in American fiction // Consider David Foster Wallace: Critical essays / Ed. by D. Hering. Austin,
TX: Sideshow Media Group Press, 2010. P. 131–146.
Twenge J. M., Campbell K. W. The narcissism epidemic: Living in the Age
of Entitlement. New York: Atria Books, 2009.
Wallace D. F. E unibus pluram: Television and U. S. fiction // Review of Contemporary Fiction. 1993. Vol. 13 (2). P. 151–194.
Williams I. (New) sincerity in David Foster Wallace’s «Octet» // Critique: Studies in Contemporary Fiction. 2015. Vol. 56 (3). P. 299–314.
Wood J. Hysterical realism // Prospect Magazine. 2000. 20 November. URL: https://www.prospectmagazine.co.uk/magazine/hystericalrealism (дата обращения: 09.01.2022).