№3, 2025/Век минувший

Шукшин-Улисс: образ Василия Шукшина в пьесе О. Маслова «Барнаульская ночь» (2023)

DOI: 10.31425/0042-8795-2025-3-86-100

В 2022–2024 годах Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина реализовал проект творческой драматургической лаборатории «Шукшин. Миф и реальность». О работе лаборатории ее идейным вдохновителем написано достаточно (см., например: [Гундарина 2022]), в целом проект активно освещался в СМИ [Катренко 2024] и др., поэтому в данной статье мы не считаем необходимым останавливаться на подробностях проекта, познакомиться с которыми читатель может по приведенным здесь ссылкам.

Напомним лишь, что в работе творческой лаборатории приняли участие шукшиноведы, историки, театральные и музейные работники Барнаула и Сросток в качестве экспертов, а также молодые драматурги из Москвы, Екатеринбурга и Минска: С. Баженова, Д. Богославский, Л. Бессмертная, О. Маслов и Ю. Поспелова — под руководством известного театрального критика и театроведа П. Руднева. Как главный результат в недрах лаборатории драматургами были созданы пять пьес, посвященных событиям биографии Шукшина. По условиям работы лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» после публичных читок и показов эскизов пьес с учетом зрительского голосования организаторами должна была быть отобрана только одна. В итоге после двух туров просмотров (в мае 2023-го и январе 2024 года) лидером была названа пьеса белорусского драматурга Д. Богославского «Дитенок мой милый, андел Васенька».

Еще одним результатом работы лаборатории стал сборник «Между мистификацией и документом», куда вошли тексты всех пяти пьес [Между 2024]1.

Во вступительной статье к сборнику директор Алтайского краевого театра драмы Л. Березина рассказывает об идее творческой драматургической лаборатории «Шукшин. Миф и реальность». Действительно, до сих пор в репертуаре отечественного театра нет (и не было никогда!) постановок о самом Шукшине — его жизни в целом или каких-то биографических эпизодах, хотя, как известно, первые пьесы по произведениям писателя были поставлены на сцене еще при его жизни и с тех пор появляются регулярно. Алтайский драмтеатр решил восполнить этот пробел и «найти к Шукшину альтернативный путь через документ» [Между… 2024: 3]. Сегодня, в эпоху литературных байопиков, это решение, без сомнения, актуально как с точки зрения привлечения зрителя, так и с точки зрения эвристической: лаборатория является стимулом к поиску нового подхода к презентации биографии известного кинорежиссера и писателя.

На наш взгляд, эвристический потенциал жанра традиционной биографии Шукшина, в том числе и научной биографии, на сегодня исчерпан. Последние биографические книги о Шукшине показывают, что все они носят компилятивный характер и авторы лишь в меру своего запаса знаний и вкуса излагают уже известное, делая фокус на отдельных моментах жизни героя. Канва шукшинской жизни в целом восстановлена. Конечно, новые, неизвестные ранее документы или свидетельства очевидцев еще могут появиться и внести некоторые «штрихи к портрету» писателя. Есть еще белые пятна в биографии Шукшина (они касаются в основном периода его жизни
1947–1949 годов), но радикально изменить что-то они неспособны.

Однако часто для биографов Шукшина важнее не восстановить те или иные фактыа понять мотивы его поступков. И здесь перспективен новый жанр шукшинской биографии — художественная. Художественная биография должна стать своего рода творческим следственным экспериментом, который поможет психологически верно восстановить действия Шукшина в известных обстоятельствах, в окружении конкретных людей, понять мотивы его поступков. Лаборатория Алтайского театра драмы в какой-то мере и должна была стать творческой лабораторией художественной биографии Шукшина.

Все пять пьес действительно четко укладываются в формулу «между мистификацией и документом», вынесенную в название сборника. Полюсами этой дихотомии являются «Конец Шукшина, или Сто шестнадцать пополам» Бессмертной (самая документальная) и «Барнаульская ночь» Маслова (самая мифологическая). Обратимся в настоящей статье к пьесе Маслова.

В апреле 2024 года «Барнаульская ночь» вошла в число победителей XXI Международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица» и опубликована в сборнике «Лучшие пьесы 2023 года». Эскиз «Барнаульской ночи» в постановке Е. Маховой в Алтайском драмтеатре показан в январе 2024-го.

Пьеса интересна тем, что в отличие от остальных опирается не на документ, а на легенду о Шукшине. Московский драматург смог из нескольких строчек единственной барнаульской легенды, связанной с Шукшиным, сделать полноценную пьесу из 13 сцен.

Эта легенда бытует в разных вариантах. Приведем здесь вариант барнаульского поэта В. Козодоева в изложении писателя и журналиста В. Тихонова:

Однажды он (Шукшин. — Д. М.) приехал в Барнаул из Бийска. И у него не хватало денег, чтобы вернуться в Сростки. Может быть, он зашел бы в наш Союз писателей и ему бы там выписали или одолжили бы какую-то сумму из литфонда — как члену Союза писателей СССР. Но был воскресный день. А разжиться деньгами крайне необходимо. И он узнал у кого-то адрес тогдашнего секретаря нашей краевой писательской организации (не помню, к сожалению, кто тогда был на этом посту). Шукшин пришел по этому адресу. Одет он был серенько — в кирзовых сапогах, в фуфайке, в шапчонке какой-то… Ну, постучал. Открыли. Он поздоровался. Попросил, если хозяин дома, передать, что к нему пришел писатель Василий Шукшин. Через пару минут хозяйка вышла и ответила: «Мы такого писателя не знаем»… [Тихонов 2011: 23]

Маслов дает в пьесе свой вариант истории, которая могла произойти с Шукшиным, вынужденным по воле случая задержаться на одну ночь в Барнауле. Автор устами одного из персонажей пьесы, Ведущего, прямо заявляет, что речь идет всего лишь о легенде, мифе: «Современные исследователи не нашли никаких подтверждений этой истории <…> Подобная история могла произойти в любом городе с любым писателем».

Во время показов эскизов пьес именно «Барнаульская ночь» вызвала наибольшие споры среди зрителей, и, в частности, образ Шукшина в пьесе заслужил главные упреки в недостоверности [Катренко 2023].

Однако обратим внимание на то, что в пьесе персонажа с фамилией Шукшин нет. Фамилия алтайского писателя употребляется в тексте всего четыре раза и только в первой сцене, в пространной реплике Ведущего, выполняющей роль авторского вводного слова. В остальном тексте пьесы Шукшин не упоминается ни разуа главного героя называют Писателем. Встает закономерный вопрос: представлен ли в пьесе «Барнаульская ночь» образ самого Шукшина, насколько он соответствует фактам биографии
писателя и есть ли в произведении интертекстуальные переклички с его творчеством?

Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту пьесы.

Прежде всего — могла ли произойти такая ситуация с Шукшиным в действительности? Достоверно известно лишь об одном посещении им Барнаула. В феврале — апреле 1963 года Шукшин участвовал в творческой поездке по Сибири «Молодые кинематографисты — народу», организованной Бюро кинопропаганды Госкино.

  1. Рецензию на сборник и краткие характеристики всех пяти пьес см. здесь: [Марьин 2024].[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2025

Литература

Барнаул: Энциклопедия / Под общ. ред. В. А. Скубневского. Барнаул:
Алтайский ун-т, 2000.

Богумил Т. А. Геопоэтика Алтая в русской литературе XX — начала XXI вв. Барнаул: АлтГПУ, 2024.

Гундарина Е. Действующие лица: Шукшин и другие / Лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» в Алтайском краевом театре драмы им. В. Шукшина (Барнаул) // Культура Алтайского края. 2022. № 4. С. 48–51.

Катренко Н. Новый взгляд на Шукшина: как в Алтайском краевом театре драмы прошел третий этап драматургической лаборатории // Вечерний Барнаул. 2024. 16 января. URL: https://barnaul.press/news/novyy-vzglyad-na-shukshina-v-altayskom-kraevom-teatre-dramy-sostoyalsya-tretiy-etap-dramaturgichesko.html (дата обращения: 01.05.2024).

Колокольцев М., Марьин Д. «Рождены мы с Василием Макаровичем в одном селе» // Культура Алтайского края. 2023. № 4. С. 2–5.

Куляпин А. И. Алкоголь // Творчество В. М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. В 3 тт. / Науч. ред. А. А. Чувакин; ред.-сост. В. А. Чеснокова, А. А. Чувакин. Т. 2. Барнаул: Алтайский ун-т, 2006. С. 68–71.

Логвинов Е. В поисках будущих героев // Алтайская правда. 1963.
24 февраля.

Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 тт. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 365–376.

Марьин Д. В. Шукшинская география (города СССР в жизни и творчестве В. М. Шукшина) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 99–105.

Марьин Д. В. <Рец. на:> Между мистификацией и документом. Сборник пьес. Барнаул, 2024 // Культура Алтайского края. 2024. № 1. С. 9–11.

Между мистификацией и документом: Сборник пьес участников творческой лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» / Ред. Е. В. Гундарина. Барнаул: <б. и.,> 2024.

Тихонов В. Знать и помнить: Публицистика — интервью и репортажи. Барнаул: Библиотека журнала «Барнаул», 2011.

Устинова А. Шукшинская натура // ТАСС. 2019. 25 июля. URL: https://tass.ru/v-strane/6696442 (дата обращения: 01.05.2024).

Шукшин В. М. Собр. соч. в 9 тт. / Под общ. ред. Д. В. Марьина. Барнаул:
ИД «Барнаул», 2014.

Цитировать

Марьин, Д.В. Шукшин-Улисс: образ Василия Шукшина в пьесе О. Маслова «Барнаульская ночь» (2023) / Д.В. Марьин // Вопросы литературы. - 2025 - №3. - C. 86-100
Копировать