№2, 1962/Зарубежная литература и искусство

Самая прогрессивная литература

В своих статьях о влиянии и мировом значении советской литературы я уже затрагивал проблемы, прямо или косвенно связанные с социалистическим реализмом в других странах и прежде всего у нас, в Болгарии.

Влияние советской литературы растет вместе с развитием мировой социалистической системы, литература эта воздействует на умы самых широких народных масс в капиталистическом мире, и влияние ее растет одновременно с упадком буржуазной культуры.

Это признают многие мыслители капиталистического запада, поскольку очевидно, что современный литературный процесс согласуется с принципом исторического развития: с одной стороны, окрыляющее значение нового, вносимого советской литературой в мировой литературный процесс, и, с другой стороны, отравляющая самочувствие и творческое сознание прогрессивных западных писателей безысходность окружающей их общественной обстановки.

Для таких писателей, как Колдуэлл, Моравиа, Шервуд Андерсон, Стейнбек, Хемингуэй, характерен интерес к судьбе обыкновенных людей, доведенных в условиях капиталистической действительности до безысходности и отчаяния. Они относятся к этому герою без высокомерия, с чисто человеческой симпатией. Они стремятся нарисовать его жизнь реалистически, и в этом основа их гуманизма.

Большие писатели XIX века, как показывают, например, дневники братьев Гонкуров, относились с искренним уважением к русским писателям, и особенно к Льву Толстому, глубокое влияние которого сказалось в изображении ими «маленького страдающего человека», в защите человека вообще. Они испытали это влияние, хотя условия, в которых развивались русская и западные литературы в XIX веке, были во многом различны. Перед Бальзаком, Флобером, Бодлером, Мопассаном, Золя, Леконт де Лилем и другими стоял буржуазный мир в его сложности, и они раскрывали отрицательные стороны тогдашнего общества с максимальной непримиримостью, клеймили его в незабываемых и отталкивающих образах. Так неужели современные писатели, которые имеют перед своими глазами идейное и художественное богатство всей советской литературы, творчество таких художников, как Горький, Шолохов, А. Толстой, Федин, Гладков, не называя целый ряд более молодых, останутся равнодушными к проблемам, которые эта литература поставила, и прежде всего к методу социалистического реализма как выражению новой литературной эпохи?

Именно потому, что советская литература – это литература нового типа, литература нового и более совершенного общественного строя, ее влияние так сильно, глубоко и многообразно. Советская литература после XX съезда КПСС получила новый стимул для своего развития и влияния; процесс этот продолжается сегодня.

Решения XXII съезда КПСС дали новый толчок этому процессу, так же как и новая Программа Коммунистической партии Советского Союза, дающая – глубокий анализ современного исторического развития и в то же время обозначающая широкую дорогу успехов литературы в нашу эпоху.

Окончательное осуждение культа личности открыло возможности для новых, более значительных шагов в творческих усилиях писателей, в укреплении и расширении метода социалистического реализма; отсюда идейное и художественное богатство произведений.

Цитировать

Стоянов, Л. Самая прогрессивная литература / Л. Стоянов // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 146-148
Копировать