№8, 1982/Обзоры и рецензии

С верой в торжество жизни

П. Куприяновский, Доверие к жизни (Литературоведческие и литературно-критические статьи), Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1981, 239 с.

«Доверие к жизни» – так назвал свою новую книгу литературоведческих и литературно-критических статей П. Куприяновский. Такое заглавие избрано не случайно.

В одной из своих статей П. Куприяновский цитирует письмо М. Горького известному ивановскому прозаику М. Шошину, в котором ему чрезвычайно дорога мысль великого писателя о том, что «чувство дружбы к людям, чувство доверия к жизни» (стр. 176) является ценнейшим свидетельством таланта писателя. «И в самом деле, – раз вивает эту мысль ученый, – доверие к жизни предполагает верность действительности, умение видеть и чувствовать краски и запахи окружающего мира, стремление смотреть на жизнь с верой в торжество ее разумных сил» (стр. 176 – 177). Именно это качество выдвигает П. Куприяновский как один из критериев в оценке явлений искусства и литературы. С этих гуманистических позиций он и рассматривает многообразные, подчас сложные и противоречивые, явления литературной жизни и творчество отдельных писателей.

Широк диапазон научных интересов П. Куприяновского. В книге «Доверие к жизни», которая является продолжением его работ «В широком потоке» (Иваново, 1963) и «Сквозь время» (Ярославль, 1972), анализу подвергаются как литературные явления конца XIX – начала XX века, творчество позднего Л. Толстого и Н. Лескова, так и советская литература 20 – 30-х годов, представленная прежде всего именами М. Горького, Д. Фурманова, А. Воронского, С. Есенина. Но и этого перечня недостаточно для характеристики литературных пристрастий ученого. П. Куприяновского в равной мере интересует и современный литературный процесс, и состояние теоретической мысли, и литературное краеведение. При этом ему присуще доскональное знание предмета исследования. Он хорошо изучил работы предшественников и постоянно то опирается на них, то полемизирует с ними.

Исследования П. Куприяновского о раннем русском символизме, о поэтах-акмеистах, о Блоке получили признание в советском литературоведении. А его давняя работа о «Северном вестнике», е которым связано зарождение в России декадентско-символистских течений, по авторитетному мнению известного советского литературоведа К. Муратовой, «изменила господствовавшее ранее представление об этом журнале» (стр. 235).

В новую книгу П. Куприяновский включил две из серии своих работ о «Северном вестнике» – «Из литературно-журнальной полемики 90-х годов» и «Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков в журнале «Северный вестник». Обращение к первой из названных тем мотивируется следующим образом: «Литературная борьба есть всегда своеобразное выражение и отражение борьбы идеологической, а тем самым классовой. Вот почему при изучении истории литературы уделяется серьезное внимание литературной полемике и журнальным спорам. Однако проблемы литературной борьбы во всей ее конкретности применительно к русской литературе конца XIX – начала XX веков должным образом еще не исследовались» (стр. 27). П. Куприяновский ставит перед собой локальную задачу – «на примере журнала «Северный вестник»… показать содержание и характер некоторых споров, разгоревшихся в 90-е годы» (стр. 27). Занятую журналом в этот период общественно-политическую позицию исследователь связывает с буржуазно-анархистским индивидуализмом, – критик журнала А. Волынский пытался «подменить политику решением метафизических вопросов… свернуть русскую общественную мысль с того материалистического и революционно – демократического пути, который она твердо приняла в 40 – 60-е годы» (стр. 28). П. Куприяновский приходит к выводу, что пропаганда метафизической нравственности и идеализма, проповедь самоусовершенствования, спасения человечества «изнутри» в условиях «реставрации крепостнических порядков, разгула полицейщины и отсутствия элементарных политических свобод» (стр. 31) означали отказ от активного сопротивления и революционной борьбы и объективно сближали журнал «Северный вестник» с реакционным лагерем. Почему именно на 90-е годы, время резкого размежевания журнала с поздним народничеством, выродившимся в либеральное буржуазно-демократическое движение, время активной перестройки журнала, готовящегося стать органом русских декадентов, – почему именно на этот период падает сотрудничество с «Северным вестником» таких выдающихся русских писателей, как Толстой и Лесков? Как складывались их взаимоотношения с журналом? Какое значение имели они для него? Что явилось почвой для сближения Толстого и Лескова? Как сами писатели относились к «Северному вестнику»? На все эти вопросы отвечает П. Куприяновский своей статьей «Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков в журнале «Северный вестник».

Во второй раздел книги – «Постигая новую действительность» – вошли статьи о Фурманове, вносящие, по словам исследователя, «новые моменты в изучение этого писателя» (стр. 5) по сравнению с его прежними фундаментальными работами об авторе «Чапаева» – «Художник революции» (М., «Советский писатель», 1967) и «Искания, борьба, творчество» (Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1967). Написаны эти статьи ярко, страстно, темпераментно.

«Революция, можно сказать, прошла через сердце Фурманова, – читаем в одной из этих статей. –…Революция – это красота, героика, свобода, человечность, это отвага, бескорыстие, безмерное дерзание, это сама поэзия, «океан поэзии»! Все это Фурманов ощутил потому, что был не сторонним наблюдателем революции, а ее активнейшим участником» (стр. 93). П. Куприяновский подчеркивает, что свой эстетический идеал Д. Фурманов находил в самой новой действительности, ее реальных людях. Отсюда тяготение писателя «к воспроизведению реального, документально точного исторического материала» (стр. 93).

Особняком стоит во втором разделе статья «Слово Горького-гуманиста в годы Великой Отечественной войны». Она служит в известной степени продолжением давно начатого П. Куприяновским разговора о литературе периода Великой Отечественной войны.

Третий раздел книги – «В литературных окрестностях» – вобрал в себя литературно-краеведческие изыскания ученого и его литературно-критические статьи. Обилием нового, совершенно неизученного материала о литературно-общественной и политической деятельности известного критика 20-х годов, редактора первого советского литературно-художественного журнала «Красная новь» А. Воронского привлекает статья «Подлинный рабоче-крестьянский демос» (А. К. Воронский и поэты «Рабочего края»)».

Об исключительной роли Воронского в литературной жизни Иваново-Вознесенска в 20-е годы, о редактировании им газеты «Рабочий край», о кружке «настоящих пролетарских поэтов», сгруппировавшихся вокруг этой газеты, рассказывает П. Куприяновский.

Исследованию творческих взаимоотношений Сергея Есенина с писателями-ивановцами Д. Семеновским, Д. Фурмановым, Н. Колоколовым посвящена другая статья П. Куприяновского – «Каждый его стих – с крыльями».

Но в поле внимания критика и историка литературы попадают не только классики. Он извлекает имена малоизвестных, незаслуженно забытых или несправедливо обойденных вниманием писателей. При этом П. Куприяновского никогда не интересует, живет ли писатель в столице или на периферии. «Подлинная литература не может быть провинциальной» – это «одно из самых заветных убеждений П. В. Куприяновского» (стр. 233), как справедливо отмечают в послесловии к его книге С. Страшнов и Л. Таганов.

Так, в сопоставлении с творчеством прославленного мастера сказа П. Бажова анализируются произведения менее известного писателя-сказителя – М. Кочнева. В ряду поэтов «фронтового поколения» М. Луконина, С. Орлова, М. Дудина, А. Межирова, С. Наровчатова рассматривается творчество «поэта переднего края», лауреата Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького Владимира Жукова. Любовно и бережно изучается проза известного ивановского писателя М. Шошина, которого еще в конце 20-х годов «не обошел… своим вниманием, поддержкой и советами» (стр. 176) сам Горький, отметивший «даровитость» автора «Записок плохого поэта» и «По заволжским просторам». В широком потоке современной советской литературы рассматриваются романы «Водополь» Владимира Смирнова и «Степан Осокин» Виктора Волкова.

Вносит свой вклад П. Куприяновский и в разработку теоретических проблем. Здесь необходимо назвать статьи «О литературных направлениях и течениях в России конца XIX – начала XX веков» и «Проблемы художественно-документальной литературы». В первой из них, указывая на «слабость общетеоретической разработки вопроса о литературных направлениях, течениях, школах» (стр. 9), разноголосицу и субъективизм в применении этих терминов, П. Куприяновский, обобщая взгляды на этот вопрос таких ученых, как Г. Поспелов, А. Соколов, У. Фохт, А. Ревякин и другие, строго их систематизирует и дает собственное научное определение понятиям «литературное направление», «течение», «школа».

«Нам представляется, что художественно – документальные жанры всегда связаны с исследованием и осмыслением острых проблем современности» (стр. 137), – пишет ученый в другой из названных выше статей. Именно поэтому, как никогда ранее, в современной советской и зарубежной литературах бурно протекает процесс развития художественной документалистики. Однако теоретическая мысль и здесь явно отстает от жизни. С присущим ему энтузиазмом П. Куприяновский берется за разработку и этой проблемы. Он дает свое определение понятию «документальность» и выводит существенные особенности художественно-документальных жанров.

Проблемы жанра, стиля, метода затрагиваются П. Куприяновским и в других статьях книги.

Примечательно, что П. Куприяновский никогда не претендует на исчерпывающее раскрытие того или иного вопроса, на всеохватность анализа литературных явлений. Почти каждая его статья начинается со строгого определения круга тем и проблем. Решая их с возможной полнотой, с привлечением нового материала, ученый всегда видит проблемы нерешенные или слабо разработанные, приглашает своих коллег задуматься над ними, окунуться в разработку того или иного вопроса.

Книга П. Куприяновского «Доверие к жизни» – итог его исследовательской работы за последние десять лет. Она приурочена к 60-летию ученого и свидетельствует о расцвете его таланта историка и теоретика литературы, литературного критика и краеведа.

г. Челябинск

Цитировать

Гальцева, Л. С верой в торжество жизни / Л. Гальцева // Вопросы литературы. - 1982 - №8. - C. 217-221
Копировать