№5, 1962/На темы современности

С позиций пролетарского интернационализма

Пятидесятилетие «Правды» – событие большого политического значения. Ее полувековой путь – яркое свидетельство нерасторжимой связи партийной печати с массами, убедительный пример действенной и неиссякаемой творческой силы марксистско-ленинского учения. С момента своего возникновения «Правда» стала выразителем коренных интересов и революционных устремлений трудовых масс.

И в далекие годы царизма, и в годы революции и мирного созидательного труда, в период Великой Отечественной войны и в наше время развернутого строительства коммунизма – на всех этапах истории партии и советского государства голос «Правды» был и остается для советского народа, для прогрессивных людей всего мира вдохновляющим источником в борьбе за коммунизм. На всех этапах этой борьбы «Правда» выдвигала на первый план идеологические вопросы и среди них – вопросы искусства и литературы, вопросы формирования социалистической культуры. Трудно переоценить значение «Правды» в борьбе за искусство и литературу социалистического реализма.

Исключительно велики заслуги газеты и в создании многонациональной советской культуры и литературы. Осуществляя национальную политику партии в области культурного строительства, «Правда» активно пропагандировала идеи дружбы народов, высокие принципы пролетарского интернационализма. Она опиралась при этом, как и в других областях своей практической работы, на боевые традиции, которые восходят еще к дооктябрьской эпохе. Уже тогда «Правда» активно выступала за демократическое литературное наследство, разоблачала упадочническую, буржуазную сущность модернистского искусства, пропагандировала творчество Горького и защищала его от нападок буржуазных публицистов, воспитала плеяду первых пролетарских писателей. Статьи дооктябрьской «Правды» об искусстве и литературе прочно вошли в фонд русской марксистской критики. Они не раз привлекали внимание исследователей, однако изучение их отнюдь не исчерпано. Это прежде всего касается освещения на страницах дооктябрьской «Правды» некоторых вопросов, связанных с культурой и литературой народов нашей страны.

Вооруженная идеями социализма и пролетарского интернационализма, большевистская «Правда» являлась революционизирующим фактором в культурной жизни народов царской России. Открыто поддерживая демократические требования народов России, разоблачая черносотенных выродков и их расистские бредни, направленные против «инородцев», отстаивая право народов на самоопределение, «Правда» вместе с тем показывала, что путь к истинному освобождению, к расцвету своей национальной культуры народы сумеют завоевать лишь при условии сплоченной борьбы трудящихся всех национальностей против господствующих; классов. Вот почему, нанося сокрушительные удары по «друзьям Пуришкевича», по воинствующим апологетам великодержавного» шовинизма, «Правда» в то же время неустанно разоблачала опасность, которая таилась в буржуазно-националистической идеологии. «Правда» вскрывала реакционный характер пресловутого лозунга единой «национальной культуры» и противопоставляла ему лозунг интернационализма рабочих, понимание того факта, что»»чистой» национальной культуры не существует, что в каждой национальной культуре есть культура демократическая и культура реакционная. «Рабочие, – писал В. И. Ленин на страницах «Правды», – не дадут разделить себя никакими сладкими речами о национальной культуре или «национально-культурной автономии»… Рабочие создают во всем мире свою, интернациональную культуру, которую давно подготовляли проповедники свободы и враги угнетения. Старому миру, миру национального угнетения, национальной грызни или национального обособления, рабочие противопоставляют новый мир единства трудящихся всех наций, в котором нет места ни для одной привилегии, ни для малейшего угнетения человека человеком» 1.

Четкое разграничение двух классовых тенденций в каждой национальной культуре, последовательное осуществление принципов пролетарского интернационализма – все это определяло и литературную политику «Правды», ее подход к конкретным явлениям культурной жизни народов страны. В этом отношении показательна позиция, которую заняла «Правда» в связи с письмом екатеринославских крестьян, опубликованным газетой на украинском языке 22 июня 1913 года под названием «Селяни Малоросії – против Родзянка». Это письмо явилось достойной отповедью злопыхательским выпадам председателя Государственной думы. Украинец по происхождению, крупный магнат и помещик, рьяно защищавший шовинистическую политику царского правительства, воинственно выступавший против демократических требований украинского народа, М. Родзянко в своей думской речи цинично утверждал, что «малороссы даже не понимают своего литературного языка».

Шовинистическое выступление М. Родзянко не могло не задеть чувства широких слоев украинского населения. «Пан Родзянко не имеет права вмешиваться в дела украинской жизни, потому что мы его считаем в толпе тех людей, которые забросили свой язык и пренебрегли интересами украинского народа», – говорилось в письме, под которым стояло почти две тысячи подписей. Авторы письма с чувством гордости заявляли, что лучшие украинские «писатели пишут и писали чудесным, родным нам украинским языком», что «родная украинская литература – источник нашего просвещения», что пора обеспечить украинскому народу право «на свободное развитие литературы» (цитаты приводятся в переводе с украинского. – О. С.).

Разоблачая лицемерную позицию кадетов, В. И. Ленин писал, что «либералы и в том числе кадеты желают скрыть от населения свое согласие, по некоторым основным вопросам национальной политики, с Пуришкевичами» 2.

  1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 19, стр. 72.[]
  2. В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 200.[]

Цитировать

Семеновский, О. С позиций пролетарского интернационализма / О. Семеновский // Вопросы литературы. - 1962 - №5. - C. 54-60
Копировать