Поэзия борьбы и страданий
Н. В. Осьмаков, Поэзия революционного народничества, Изд. АН СССР, М. 1961, 199 стр.
Одной из крупнейших заслуг советского литературоведения справедливо признаются открытия новых, неизвестных ранее произведений русских писателей, установление авторства для многих анонимных произведений, наконец, освобождение литературно-художественного наследия прошлого от цензурных искажений и редакторского произвола. Огромное количество историко-литературных фактов, которыми мы теперь располагаем, сделало полнее наше представление о литературном процессе и заставило по-новому осмыслить многие его явления. Однако для создания подлинно научной истории литературы еще необходимы дополнительные разыскания, так как на русской историко-литературной карте все еще остается немало белых пятен, за которыми скрываются часто явления глубокого духовного содержания и первостепенного социально-исторического значения. К таким явлениям, в частности, относится поэзия революционного народничества, произведения которой почти не изучались, никогда не издавались отдельным собранием. Такое положение сложилось из-за неисторического понимания народничества, в котором не видели качественных различий на разных этапах его развития, и вульгарно-социологического подхода к поэзии, отождествлявшего политические взгляды народников с художественным содержанием их поэтических произведений. Лишь в последние годы произошел перелом в оценках народничества, они уточнились в ходе дискуссий, появился интерес к этому общественному движению и поэтическому творчеству его деятелей.
В связи с этим особое значение приобретает рецензируемая книга, дающая цельную характеристику одного из важных течений русской поэзии. Автор рассматривает поэзию революционного народничества как соединительное звено между ранней пролетарской поэзией и традициями революционно-демократического творчества Некрасова и близких ему поэтов его времени.
Н. Осьмаков обобщил достижения: ряда исследований последнего времени и дал правильное освещение народничеству, показав противоречия в нем и неравноценность его исторического значения на разных этапах развития. Это послужило надежной теоретической основой для решения: поставленной задачи.
Поэзия народников, отражавшая передовые гражданские идеалы своей эпохи, справедливо берется исследователем в тесной связи с движением революционного народничества. Соответственно этапам развития народничества автор убедительно, не упуская из виду литературоведческих задач и не впадая в излишнюю социологизацию, раскрывает основные периоды в истории поэзии народников с характерными для каждого из них идейно-художественными особенностями. Внутренне связанная с историей народничества, литературоведческая периодизация определяет план всего исследования и придает композиционную стройность книге. Поэзия народничества анализируется автором в процессе ее становления, а не по отдельным поэтам, хотя крупнейшим из них посвящены специальные очерки. В книге выясняются основные пути и тенденции народнической поэзии, проблематика и жанры, характерные для данного поэтического течения в целом.
В итоге рассмотрения значительного количества стихотворений в книге показано, что для начального периода поэзии революционного народничества характерным жанром была песня, создававшаяся на основе фольклорного материала и переработок народных песен. Но уже в следующий период, когда народники обращаются к пропаганде среди интеллигенции, почти совсем исчезают, произведения, созданные на материале устного народного творчества, заменяясь различными жанрами лирических стихотворений.
Наряду с определенными жанрами каждому периоду развития поэзии свойствен свой характер лиризма, обусловленный конкретно-историческими особенностями и условиями революционной борьбы; например, оптимистическая тональность стихотворений периода, для которого характерны революционные искания и надежды, сменяется мотивами обреченности, разочарования, трагизма, жертвенности, вызванными крахом народнической идеологии.
Очень интересны в книге наблюдения над стилевыми и жанровыми особенностями народнической поэзии, для которой, как поэзии агитационной и отличающейся известной дидактичностью, характерны логическая ясность и последовательность в развитии лирического содержания, отсутствие сложных и необычных эпитетов и сравнений. Часто эта целенаправленность и злободневность, как показывает исследователь, подчеркивалась тесной связью стихотворения с газетным текстом, статей, рядом с которым оно печаталось. Так, в газете «Начало» за 1878 год вслед за прокламацией о покушении В. Засулич напечатано посвященное тому же событию стихотворение «24 января 1878 года», а в первом номере «Земли и воли» рядом со статьей Клеменца об убийстве Мезенцева помещено стихотворение А. Ольхина «У гроба», и т. д.
Для стиля народнической поэзии, как показано Н. Осьмаковым, характерны также широкое использование прозаизмов, сочетание высокой традиционно-поэтической гражданской лексики с публицистической лексикой демократической интеллигенции 70 – 80-х годов, особая идейно-композиционная роль концовок, имеющих значение лозунга, однородность поэтических формул у разных поэтов и другие особенности. Все это составляет единый поэтический контекст, выделяющий революционно-народническую поэзию как самостоятельное течение и вместе с тем указывающий на прямую связь ее с предшествующей демократической поэзией 60-х годов, в частности с творчеством Некрасова, а также отчасти с поэтами-декабристами. Автор поэтому правильно поступил, посвятив отдельную главу Некрасову, так как благодаря этому особенно очевидным становится влияние некрасовской поэтики на творчество поэтов-народников.
Большой заслугой автора является то, что народническую поэзию он рассматривает не только в развитии, но и в связи с литературным процессом всей русской поэзии XIX-начала XX века, вплоть до ранней пролетарской поэзии. Правда, сделано это очень бегло, но основные тенденции развития указаны правильно.
Из книги становится ясным, что вольная народническая поэзия – это одно из звеньев гражданской лирики, для которой вообще характерны свои критерии художественности, обусловленные специфическими особенностями самого поэтического задания. Эти критерии, исторически меняясь, в существе своем остаются теми же как для песен Рылеева и Бестужева, так и для песен народнического периода и ранней пролетарской поэзии. Доказывая и отстаивая художественное своеобразие народнической поэзии, автор внутренне полемизирует с теми исследователями, которые нигилистически подходили к поэтическому творчеству народников, отрицали его художественное значение и видели в нем лишь «исторический документ, характеризующий общественные настроения». Проблема художественности агитационной поэзии требует дальнейшего специального изучения. Однако самый анализ произведений в книге Н. Осьмакова убеждает в правильности той оценки, какую он дает народнической поэзии, и в справедливости его утверждений о ее художественности, несмотря на известные недостатки мастерства в творчестве того или иного поэта. Возникает в связи с книгой много и других больших и малых вопросов историко-литературного и теоретического характера, Один из таких вопросов, не затронутых Н. Осьмаковым, – это вопрос о влиянии вольной народнической поэзии на поэзию 70 – 80-х годов и последующего времени; отражение ее мы находим не только у таких поэтов, как Боровиковский, Барыкова и др., но и у Полонского, Апухтина, Бунина и даже раннего Мережковского. Очень важно проследить, как традиции народнической поэзии развивались ранними пролетарскими поэтами и как они вырождались у таких поэтов, как Немирович-Данченко, Федоров и др.
Автор утверждает, что главным жанром поэзии этого времени была песня. С такой формулировкой трудно согласиться, так как и в это время существовало два рода произведений, одни из которых предназначались для народа (песня), другие для революционной интеллигенции (лирические стихотворения – послания, напутствия, гимны). Нигде автор не говорит о характерном жанре тюремных дум, песен о неволе и др.
Стихотворение И. Варзара «Хитрая механика» в книге ошибочно приписано Д. Клеменцу.
В заключение еще раз хочется отметить большую ценность работы Н. Осьмакова как начала подлинно научного изучения одного из интереснейших периодов в развитии русской поэзии.