С. А. Матяш. Вольный ямб русской поэзии ХVIII-ХIХ вв.: жанр, стиль, стих
С. А. Матяш. Вольный ямб русской поэзии ХVШ-ХIХ вв.: жанр, стиль, стих. СПб.: СПбГУ, 2011. 496 с.
Автор рецензируемого издания свыше тридцати лет посвятила изучению проблем теории и истории вольного ямба. В монографии представлен новый этап исследования широко распространенного в русской литературе XVIII-XIX веков вольного ямба. Книга состоит из шести глав, в которых излагается новая методика анализа вольного ямба, исследуются вольные ямбы не только ведущих, но и второстепенных поэтов в основных литературных родах — драмы, эпоса, лирики, а также в отдельных жанрах — басни и эпиграммы. К работе приложены 42 таблицы, три Добавления и Библиография, включающая 770 наименований источников. Эти сведения дают внешнее представление о большом объеме выполненного исследования. Но и внутренняя, содержательная сторона работы С. Матяш значительна.
Вольному ямбу посвящены широко известные специальные работы Л. Тимофеева, М. Штокмара, Г. Винокура, Б. Ярхо, Б. Томашевского, К. Вишневского, разделы ставших классикой работ М. Гаспарова, в которых, казалось бы, решены многие проблемы этого стихотворного размера. Однако автор монографии среди несколько причин обращения к изучению вольного ямба указывает и недостаточную его изученность. Продолжая лучшие традиции отечественного стиховедения, С. Матяш последовательно и принципиально согласует анализ стиховой формы вольного ямба с анализом таких содержательных сторон, как жанр и стиль. Это согласование лежит в основе пафоса, как пишет автор, «объединения истории литературы и истории стиха как ее обособившейся части» (с. 23).
Выработанная схема изложения исследования позволяет читателю достаточно легко войти в сложный материал, который непременно включает в себя аналитически описанную историю изучения того или иного аспекта, собственный — всегда обновляющий прежние знания — подход, анализ конкретных жанрово-родовых групп произведений и выводы, венчающие каждый раздел.
На пути изучения вольного ямба С. Матяш ставит и решает историко-литературные задачи. Учитывая уже сделанное предшественниками, автор работы определяет новые направления исследования. В основе монографии разработка трех направлений теории и истории этой стиховой формы: 1). Новые параметры числового описания вольного стиха (графика, сочетания смежных строк, соотношение метра, синтаксиса и рифмы в композиции вольного стиха); 2). Жанровая дифференциация разновидностей структуры вольного стиха; 3). Русский вольный ямб в контексте западноевропейского стиха.
Особый интерес представляет поставленная в работе методологическая проблема. В основе методологии исследования лежит понимание опосредованных связей между содержанием и формой, «связей между идейно-эмоциональным комплексом (содержанием) и стихом». Автор исходит из того, что жанр — это формально-содержательная сторона произведения, и выявляет тяготения определенных жанров к тем или иным модификациям вольного ямба. Так, в границах лирических жанров анализируются послания и элегии, в которых обнаружены различия, связанные с диапазоном стопностей и рифмованием. Предшественники С. Матяш, в том числе и М. Гаспаров, изучавшие стих этих жанров, объединяли их в одну группу.
Исследование показывает, что связи между содержанием и формой складываются исторически, осуществляются «через жанр произведения, который непосредственно связан со стилем художественного произведения». Такой методологический посыл определил «угол зрения, под которым рассматривается материал в данной монографии: стиль — стих — жанр» (с. 21).
Перед исследователем, обратившимся к статистике, непременно встает непростая задача, связанная с определением предмета подсчета. И здесь найден свой путь. Так, предшественники автора монографии статистически исследовали «частотность употребления в тексте строк разной длины» (с. 39). С. Матяш, показывая уязвимость такого подхода, предлагает новое видение структуры вольного ямба, а следовательно, и подхода к его анализу. Не наличие строк разной стопности и их количество, а стык смежных строк и их разновидности — вот что организует структуру вольного ямба. То есть автор кладет в основу структуры вольного ямба сочетания смежных строк. Разница длины строк в 2-3 стопы формирует контрастные сочетания, а разница длины строк в одну стопу формирует унифицирующие сочетания.
Предложенная методика анализа вольного ямба доказательна и убедительна. Рассматривая структурные, жанровые, графические разновидности вольного ямба, исследователь дает им генетический, историко-литературный, теоретический, эстетический анализ.
Филология ХХ столетия демонстрирует сближение точных, естественных и гуманитарных наук. Стиховедение, широко использующее статистический метод, на этом сближении результативно развивается. Обращаясь к статистике, С. Матяш не ограничивается простыми подсчетами. Ею предпринят расчет теоретической частоты всех сочетаний, который в процессе исследования сравнивается с фактической частотой. Это сравнение дает «основание для объективных выводов о предпочитаемых сочетаниях в разные хронологические периоды, в разных жанрах, у разных поэтов». Рассчитанная теоретическая модель позволяет сравнить ее с практическим вольным ямбом разных жанров и сделать вывод о том, что «русский вольный ямб <…> оказался в целом более урегулированным <…> чем это запрограммировано его теоретической моделью». Такое заключение, в свою очередь, указывает на один из источников русского вольного ямба — равностопный стих, «на расшатывании которого вольный ямб формировался» (с. 46).
Предложенная методика анализа вольного ямба привела исследователя к выводу об одной важной особенности стиховой системы вообще. Давно замечено, что стихотворная речь держится на ритмических, звуковых, синтаксических, графических повторах. С. Матяш обнаружила скрытую симметрию, которая объясняется тяготением «к определенному равновесию метрического строения <…> достигаемому зеркальным повторением отдельных композиционных ходов» (с. 48). Автор монографии отмечает, что ее вывод о скрытой симметрии был сделан в начале 80-х годов ХХ века1 и опередил почти на двадцать лет сформулированную Л. Портером универсальную концепцию: «Все без исключения стихи подчинены законам симметрии»2. Добавим, что С. Матяш предвосхитила и выводы Е. Эткинда, выпустившего в Париже в 1988 году книгу «Симметрические композиции у Пушкина», в которой показал, как вступают в симметрические отношения различные элементы романа «Евгений Онегин» и элементы художественного мира двадцати стихотворений Пушкина. Таких уточнений в монографии С. Матяш немало.
Исходя из задачи всестороннего анализа вольного ямба, исследователь обращается к аналитическому описанию рифмования, графики, строфической организации и переноса (enjambement). Каждый из названных компонентов вольного ямба рассматривается с логически обоснованных позиций. Анализ графики обнаруживает новые, ранее не увиденные ее свойства. В самой методике анализа этой стороны вольного ямба существенным оказывается выявление отражения в графике эволюции вольного ямба. Столь же обстоятельно осуществлен анализ других компонентов этой стиховой формы.
Вторая часть работы — это реализация как традиционных, так и собственных методов исследования. Анализируя жанрово-родовые группы произведений, С. Матяш выявляет разные генетические корни, к которым восходит вольный ямб этих групп. Предложенный метод анализа материала обнаруживает, что драма восходит к западноевропейской традиции, в басне пересекаются национальная и западноевропейская традиции, эпический вольный ямб ориентирован на англо-немецкую стиховую культуру, а эпиграмма формируется на основе раннего русского вольного ямба, каким оказался басенный вольный ямб. Так читателю открывается сложная история взаимоотношения русской и западноевропейской стиховой культуры: не западноевропейские традиции вообще наследуются русским вольным ямбом, а вольный ямб каждого жанра имеет свои истоки.
Включенное в монографию исследование генезиса вольного ямба комедии «Горе от ума» с приметами драматического и басенного стиха показало, что культура французского стиха воспринята А. Грибоедовым не только непосредственно, но и через национальную традицию. Это и явилось новым решением проблемы генезиса. Работа С. Матяш — убедительное подтверждение роли историко-культурной традиции в развитии стиховых форм. Анализ длительной истории функционирования вольного ямба свидетельствует о том, что его возможности не исчерпаны, и он «способен к эволюции и обновлению» (с. 338).
На протяжении столь объемного и многопланового анализа автору удается удерживать в поле исследовательского внимания многие характеристики жанра, стиля, стиха, соотносить их во времени и выявлять локальные и общие закономерности, позволяющие решать историко-литературные задачи. Описание собственной методики анализа вольного ямба, постоянное соотнесение ее с методиками предшественников и современников, ясное изложение расхождения с ними, корректная полемика, вдумчивое использование результатов, полученных другими исследователями в той же области, корректировка собственных результатов ранних работ — все это должно стать хорошей школой для нового поколения филологов.
Т. САВЧЕНКО
г. Караганда
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2013