Роль литературы и искусства в обществе
Год тому назад Теоретическая рабочая группа по вопросам культуры при ЦК ВСРП, опубликовав в венгерском теоретическом журнале «Таршадалми семле» статью «О социалистическом реализме», организовала дискуссию, которая получила широкий размах и содействовала сближению взглядов критиков на некоторые основные положения марксистской эстетики. Дискуссия обратила внимание на ряд тесно связанных с общественной жизнью проблем литературы и искусства.
В N 7 – 8 журнала «Таршадалми семле» за 1966 год напечатана статья «Роль литературы и искусства в нашем обществе», подводящая итоги дискуссии. Статья ставит целый ряд принципиальных вопросов социалистического реализма: о партийности искусства, отношении социалистического реализма к другим направлениям, об идейных позициях критики, воспитании художественного вкуса и т. д.
1
Распространение социалистического сознания в Венгерской Народной Республике, говорится в статье, является в настоящее время одним из главных вопросов идеологии. В связи с этим литература и искусство находятся в центре внимания общественности.
Важным условием правильной оценки литературы и искусства является необходимость рассмотрения их во взаимосвязи с идеологическим состоянием всего венгерского общества. Лишь это поможет избежать субъективизма в оценках. Однако до сих пор имеют место неправильные представления об общественной функции искусства. С одной стороны, преувеличивается политическая роль литературы, все ее общественное содержание сводится к политике. Это связано отчасти с венгерскими историческими традициями, отчасти с неверными взглядами, имевшими место в прошлые годы.
С другой стороны, бытует мнение, согласно которому литературные произведения следует оценивать лишь как отклик на непосредственные политические выступления. Обе эти крайности не могут способствовать подлинно марксистскому пониманию роли литературы в обществе, искажают отношения, существующие между политикой и литературой.
Неверным представляется рассмотрение различных тенденций литературы в отрыве от жизни всего общества. Источником ошибок может стать также непонимание специфического положения литературы и искусства среди других видов идеологии.
Оценивая явления искусства, следует учитывать многие факторы, в том числе талант. У нас есть много одаренных художников, мировоззрение которых сложилось в основном в период между двумя мировыми войнами. Они не перешли полностью на позиции марксизма, но они и сегодня своими высокохудожественными, правдивыми произведениями способствуют обогащению венгерской культуры. И в отношении к этим писателям необходимо проявлять максимум такта и внимания, не забывая, однако, о том, что настоящее продвижение подлинно социалистического искусства вперед возможно лишь по мере появления писателей и художников, поставивших свое творчество на службу делу социализма.
Можно встретиться и с другой ошибочной точкой зрения, которая рассматривает художественную жизнь как нечто застывшее, неизменное. Сторонники этого взгляда не желают считаться с теми изменениями, коррективами, которые вносит жизнь в идеологию, забывают о том, что в интересах строительства нового общества надо сделать марксистско-ленинское мировоззрение господствующим и в области культуры. Это общественное требование несовместимо с идейной пассивностью, оно, наоборот, предполагает активное вмешательство в идеологическую жизнь. Определяя специфику искусства как особой формы познания действительности. Теоретическая рабочая группа подчеркивает: «Человек с помощью искусства пополняет свой повседневный и научный опыт, знания об окружающем его мире, развивая свою способность эстетического познания действительности и делая свое отношение к обществу и природе более многогранным. Искусство благодаря тому, что оно одновременно оказывает воздействие на интеллект, чувства, мировоззрение, мораль и вкусы, то есть на человека в целом, всегда было фактором самопознания и самоосознания человека и человечества и в силу этого оказывало влияние и на развитие истории».
Виды искусства равноценны, каждый из них основывается на своих специфических возможностях подхода к действительности, и каждый из них в соответствии со своей природой принимает участие в формировании сознания, морали и вкуса. Литература, театр и кино обладают особенно широкими возможностями показа жизни в ее движении, поднимают интеллектуальные и эмоциональные проблемы, могут быть доступными для широких масс.
Строительство социализма означает создание формы общественного бытия, при которой в постоянной борьбе с буржуазной идеологией выковывается социалистическое мировоззрение. В настоящее время перед нашим искусством стоит задача открытия нового мира. Общество ждет от искусства разработки острых современных проблем, создания образа нового человека и поддержки усилий, направленных на построение нового общественного строя.
В эпоху экономического соревнования и идеологической борьбы двух мировых систем искусство социалистического реализма оценивает действительность своего времени наиболее достоверно, с точки зрения класса, который взял судьбы истории в свои руки, вскрывает действительные проблемы жизни, дает верную картину реальных сил и тенденций развития.
2
Одним из условий развития социалистического реализма является правильное толкование понятия партийности. Под партийностью, как подробно говорится в исследовании «О социалистическом реализме» Теоретической группы по вопросам культуры, понимается открытая, непосредственная поддержка рабочего движения и социализма и соответствующее художественное выражение этого. Принцип партийности искусства основывается на опубликованной в 1905 году статье Ленина «Партийная организация и партийная литература». Ленин выдвигает в качестве критерия партийности связь искусства с социалистическим движением и обосновывает право и обязанность партии руководить искусством. Многие считают, что это ленинское положение было вызвано лишь борьбой за свержение буржуазии, после же прихода рабочего класса к власти, в условиях строительства социализма, оно теряет свою силу. Однако Ленин не отступал от этого принципа и после Октябрьской социалистической революции, неизменно подчиняя дело культуры и искусства основной цели рабочего движения, что, в частности, нашло отражение и в проекте резолюции о Пролеткульте (октябрь 1920 года): «В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком» 1. Таким образом, точка зрения Ленина, выраженная им в 1905 году, явилась основополагающей. Ленинский принцип партийности формулирует такую новую особенность истории развития искусства, которая неотделима от больших изменений, происшедших в обществе, от исторической роли рабочего движения, затрагивающей судьбы всего человечества. Именно поэтому ленинский принцип партийности и ныне является действительной основой всякого искусства, солидаризующегося с движением за социализм.
Партийность является также и исторической категорией. Развитие рабочего движения, построение социализма – исторический процесс. Наряду с неизменностью целей изменяются его условия, возможности и задачи, и, таким образом, одновременно видоизменяется конкретная роль и содержание партийного искусства.
Как известно, деятельность Ленина в период между 1902 и 1905 годом была направлена на создание партии, призванной руководить предстоящей революцией; в эти годы он вел борьбу против стихийности за чистоту теории партии, против анархизма, кружковщины, за организационное единство партии. Во взаимоотношениях между искусством и социалистическим движением, искусством и партийным руководством упор в то время делался, таким образом, – в соответствии с требованиями исторической обстановки, – на непосредственное и организационное осуществление политики партии, дисциплину (писатель – «колесико» и «винтик» партийной работы). Однако после взятия власти упор переместился с организационных, дисциплинарных критериев партийности на мировоззренческие, ибо деятельность партии – в связи с задачей организации социалистического строительства – охватывала повседневную жизнь всего народа.
По мере развития рабочего движения, социализма и прежде всего роста могущества и международного авторитета Советского Союза (особенно в годы борьбы против фашизма и подъема в мировом масштабе политики и движения Народного фронта) конкретное историческое содержание понятия партийности расширяется. Поскольку наиболее последовательную борьбу с фашизмом вел Советский Союз, главное содержание партийности составляло широкое сплочение против бесчеловечности и реакции на основе безусловной солидарности с СССР, – отсюда вытекали и задачи искусства.
Характеризуя содержание партийности в настоящее время, нельзя не учитывать современное общественно-политическое положение. Ныне, по мере укрепления рабочего движения и мировой социалистической системы, рабочий класс все в большей степени может ставить на повестку дня задачи всеобщего характера.
В тезисах по идеологическим вопросам «О социалистическом реализме» требование партийности искусства формулируется уже на этой принципиально новой основе: «Социалистическое общество требует от писателей и деятелей искусств, чтобы в своих произведениях они занимали партийную позицию по основным общественным вопросам: в борьбе социализма и капитализма – на стороне социализма, в борьбе народов за свое освобождение и ликвидацию колониальной системы – на стороне борющихся народов, в гигантской по своим масштабам борьбе сил мира и войны – на стороне миролюбивых сил. Это элементарное требование партийности. Незаменимым средством глубокого понимания » отображения общественных взаимосвязей является идеологическая сознательность, а в нашу эпоху – усвоение идеологии революционного рабочего движения, марксизма-ленинизма».
Таким образом, эта формулировка требований партийности в тезисах основывается на неизменно сохраняющем свое актуальное значение ленинском определении партийности, с учетом его конкретно-исторического содержания. Такой подход необходим потому, что многие хотят использовать понятие конкретно-исторического содержания партийности для того, чтобы подвергнуть сомнению принцип партийности и свести его все более широкое, общечеловеческое содержание к либерализации. Тем самым эти люди пытаются найти способ оторвать партийность искусства от рабочего движения, от партии и ее политики, лишить партийность ее классового содержания. Необходимо выступить также и против тех, кто сектантски упрощает понятие партийности и сводит его к вопросу о принадлежности к определенной организации, к непосредственному обслуживанию искусством целей повседневной текущей политики.
- В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 41, стр. 336.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.