№3, 1963/Мастерство писателя

Ритм

Ритм – один из существенных аспектов художественной композиции. В поэзии и в музыке ритм слышим – это ритм во времени; в живописи, скульптуре и архитектуре он видим – это ритм в пространстве; в танце – видим и слышим – это временно-пространственный ритм.

Ритм в природе, бесспорно, предшествовал ритму в искусстве.

Видимы ритмы в кристаллах, в их великолепно разнообразных пространственных формах. Существуют ритмы временные в живой природе, в организмах: пульс – сжимание и разжимание сердца, вдох и выдох; нормальное движение конечностей происходит с равными ритмическими интервалами во времени и пространстве. Если бы ритма не существовало в первозданной природе, то едва ли он мог бы возникнуть в труде и в искусстве.

Ритмы в природе – пространственные и временные – служат прототипом для художественных ритмов; однако последние так же объективны, как и первые, хотя создаются замыслом человека в технике и в искусстве.

Ритм в искусстве, в отличие от ритма внехудожественного, является средством сделать образ легко воспринимаемым, ритм усиливает воздействие образа на зрителя, слушателя и читателя как потенциального слушателя. Иначе говоря, ритм подчинен образу, он – средство создания образа. Художественные образы различаются между собой, и поэтому ритмы в искусстве – временном и пространственном – весьма разнообразны и сложны. Вне искусства они однообразны и являются побочным результатом действия механизма, маятника или машины.

Ритм старше мелодии, а тем более гармонии.

Первые простые, древнейшие песни обладали лишь ритмами, которые сообразовались с движениями в процессе работы. Древнейшими музыкальными инструментами могли быть предметы, на которых можно было выбивать ритмичную дробь.

Когда ритм перестает быть непременным спутником или побочным результатом труда и становится целью деятельности человека, он становится действенным элементом, точнее, существенным фактором искусства. Без ритма нет искусства; ритм, вероятно, древнее образа в искусстве, то есть воспроизведения жизни в нем. Позднее ритм и образ начинают сопутствовать и проникать друг Друга.

Есть такие отрасли коллективной деятельности людей вне труда, которые без ритма невозможны, нереальны, немыслимы, – например, военные марши, спартакиады, физкультурные парады. Если бы личные движения каждого участника большого шествия не подчинялись его общему ритму, то возникла бы свалка, беспорядочная толпа.

Ритм становится художественным лишь тогда, когда он рождается и создается как элемент композиции в искусстве.

Единица ритмического повтора может быть простой и сложной. Например, портик здания может состоять из единичных колонн одинаковой формы и равного объема, отстоящих друг от друга на равном расстоянии. А может строиться и из парных колонн; тогда единица повтора несколько усложняется: две одинаковых колонны по форме и объему имеют между собой небольшой промежуток, а пары колонн разделены большими и равными интервалами1.

В поэзии и в музыке единицы повтора и паузы между ними могут достигать бесконечного многообразия. Пауза, промежуток, интервал входят в состав ритма.

В стихотворении единицами повтора служат: слог, стопа, строка, строфа, пауза внутри строки – цезура, паузы между строками и между строфами.

В художественной прозе единицами повтора являются слова, фразы, абзацы. Абзацы, как и многие знаки препинания, обозначают паузы не только смысловые, но и дыхательно-ритмические.

Пространственные и временные интервалы в искусстве имеют общий корень – движение, сопряженное с дыханием.

В напевных гекзаметрах Гомера рождается образ божественного кузнеца Гефеста. Гомер вводит слушателя или читателя в кузницу, обширную мастерскую хромоногого олимпийца, где «трудится он с мудрым расчетом». Дважды встречается это выражение в 18-й песне «Илиады». Не раз Гомер славит Гефеста как знаменитого художника. Иными словами, по Гомеру, художник трудится с мудрым расчетом. В Древней Греции в начальный период своего существования искусство не было отделено от ремесла.

На глазах у слушателей – у Гомера сначала были слушатели, а затем уже читатели – куется блистающий и узорчатый Ахиллесов щит, на котором запечатлевается множество бытовых и батальных сцен. В поэме Гомера, в отличие от щита Ахиллеса, изготовленного Гефестом, они не рядом друг с другом, не показаны статично, а вырастают последовательно, одно после другого, динамично. «Чудо» осуществляется совместным и слитным действием слов в строго слаженных звуковых сочленениях2. Гомер отнюдь не пренебрегает «живописью словом». В песне 19-й, когда Ахилл богоравный облекает свои широкие плечи и мощную грудь в крепкий, выпуклый щит, Гомер живописует:

Так от щита Ахиллеса, покрытого дивной работой,

Блеск восходил до Эфира…

И дальше:

…Как звезда, пламенел на челе

Шлем о султане косматом…

Ритм расстановки слов, интонация, выразительность жеста – вот средства исполнения художественного слова, которое изначально было устным.

Античная поэтика признавала ритм важным признаком образного творчества. «…Посредством выразительных ритмических движений воспроизводят характеры, душевные состояния и действия…», – писал Аристотель в «Поэтике». И ниже: «Украшенной речью» я называю такую, которая заключает в себе ритм, гармонию и пение…» 3 (курсив в цитатах здесь и в дальнейшем мой. – Л. З.).

Ударами пальцев отбивают ритмически такт, —

отмечал Гораций.

Цицерон в своей ораторской практике применял разнообразные ритмы в соответствии с предметом речи. В теоретических исследованиях он пытался обосновать необходимость ритма как одного из существеннейших принципов поэзии и риторики. «Если в стихах, – писал он, – произносимых актером со сцены, хотя бы один слог окажется короче или длиннее, чем следует, весь театр поднимет крик, а между тем толпа зрителей не знает стоп, не владеет стихотворными размерами и, когда ее слух оскорблен, не отдает себе отчета, чем, почему и в чем она оскорблена; и, однако, сама природа вложила в наши уши чуткость к долготе и краткости звуков, так же как и высоким и низким тонам» («Оратор», 51, § 173).

О происхождении ритма думали многие теоретики и поэты. Вспомним замечательные строки Пушкина:

В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйной.

Поэты часто подчеркивают стихийную сущность поэтического ритма и призывают наблюдать природу.

В этом они отчасти правы; конечно, прислушиваться к ритму уже созданной поэзии и музыки и присматриваться к уже созданным произведениям пространственного искусства – отнюдь не менее полезно.

Ритмический строй художественного слова, по мнению В. Г. Белинского, внутренне связан с звуковым строем каждого языка: то, что отлично звучит на итальянском языке, не всегда может быть доброкачественно приноровлено к русскому4. «Наши ямбы и хореи – не чистые ямбы и хореи… они близки к тонизму нашего народного ритма и потому так подружились с нашей поэзией; а дактили, амфибрахии и анапесты совершенно согласны с духом нашего языка, потому что в народных песнях встречаются целые стихи дактилические, амфибрахические и анапестически».

Ритм – могучее средство создания образа. В. Г. Белинский пишет о ритме поэмы М. Ю.

  1. В колоннаде не только колонны, – но также интервалы между ними являются единицами ритма, композиционным приемом. Значение ритма в архитектуре отмечено уже древнеримским архитектором Витрувием (I в. до н. э.) в книге «Об архитектуре» (I): «Соотношения членов здания соответствовать должны правилам соразмерности».[]
  2. Ритм в гомеровском эпосе образуется не только гекзаметром (шестистопным дактилем), а также периодическим повтором слов «рек», «кончил» всегда в начале фразы; часто повторяется строка «встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»[]
  3. Аристотель, Поэтика, Гослитиздат, М. 1957, стр. 40, 57. В первой главе «Поэтики» трижды говорится о ритме, в четвертой главе опять о том же.[]
  4. Отсюда вытекают огромные трудности художественного перевода с одного языка на другой.[]

Цитировать

Зивельчинская, Л. Ритм / Л. Зивельчинская // Вопросы литературы. - 1963 - №3. - C. 174-181
Копировать