№2, 1959/Обсуждаем вопросы преподавания

Реформа средней школы и преподавание литературы

Те малоутешительные итоги школьных занятий литературою, о которых справедливо пишется в статье «Назревший вопрос», не могут быть объяснены только недостатками преподавания в старших классах. Критически следует отнестись ко всей системе уроков по предмету, какая сложилась в последние годы в средней школе.

Школа обращает учащегося к произведениям художественной литературы уже с первого класса. Дети прочитывают и заучивают немало сказок, стихотворений, басен, рассказов. Выбор произведений для чтения играет при этом решающую роль. Если малышам даются подлинно художественные произведения, у них уже в эти годы начинает вырабатываться хороший литературный вкус. Но перелистайте четыре книги хрестоматии «Родная речь» – и вы увидите, что там встречаются, к сожалению, и бесцветные, отвлеченные, трудные для детей стихи и очерки, едва ли способные их увлечь.

В пятых-седьмых классах на уроках литературного чтения учащиеся приобретают первые понятия о литературе как искусстве слова, расширяется круг их чтения. Но именно эти уроки и вызывают серьезные замечания. Н. К. Крупская водной из своих статей, посвященных школьному преподаванию литературы, писала: «Начинать разбор художественной литературы надо с современных писателей, говорящих о вещах, близких молодежи. Конечно, надо выбирать лучшее, что есть. Надо прежде всего, чтобы учащийся понял тесную связь между художественной литературой и окружающей действительностью. Без этого нельзя переходить к истории литературы» 1.

Ныне принятая программа литературного чтения, наоборот, обращает одиннадцатилетних – тринадцатилетних школьников и школьниц почти исключительно к литературе прошлого. Словесникам, ведущим литературное чтение, приходится чуть ли не все три года с учащимися только о крепостном праве и говорить! Слов нет, читаются классические произведения, богатые общечеловеческим содержанием, воспитывающие ненависть ко всякому угнетению, любовь к народу и родине. Но односторонность в отборе материала очевидная. Как, в самом деле, показать связь художественного произведения с действительностью подросткам, не имеющим нужных исторических представлений? Вот в шестом классе читается «Песня про купца Калашникова» Лермонтова. Шестиклассники не знают ни эпохи Ивана Грозного, ни русской жизни 30-х годов XIX века, когда поэма была написана. В этих условиях чрезвычайно сложно развернуть живую беседу о произведении, вызвать юных читателей на споры, раскрыть перед ними красоту поэмы. Беглые исторические и биографические комментарии учителя дела, конечно, не спасают.

А советская литература, тесно связанная с сегодняшним днем, в курсе литературного чтения, прямо надо сказать, обойдена. В шестом классе она не представлена совсем. В пятом классе удачно взяты только «Метелица» Фадеева (отрывок из его романа «Разгром») да песня «По долинам и по взгорьям». Из автобиографической повести Горького и «Молодой гвардии» Фадеева выбраны крошечные отрывки, над которыми трудно работать. Исаковский представлен далеко не лучшим своим стихотворением. В седьмом классе читаются два стихотворения Маяковского и одно Джамбула, да еще обезображенные сокращениями Горький и Н. Островский. В программе литературного чтения нет произведений, раскрывающих тему пролетарского интернационализма, тему дружбы народов. А ведь было время, когда в школе изучались произведения, подобные «Сами» Тихонова!

Но, может быть, программа обеспечивает усвоение учащимися необходимых понятий по теории литературы?

  1. Н. К. Крупская, Избранные педагогические произведения, М. 1955, стр. 758.[]

Цитировать

Никольский, В. Реформа средней школы и преподавание литературы / В. Никольский // Вопросы литературы. - 1959 - №2. - C. 77-80
Копировать