№2, 1983/Хроника

Развитие национальных художественных культур в условиях зрелого социализма

В сентябре прошлого года в Махачкале проходила всесоюзная научная конференция «Актуальные проблемы развития социалистических национальных художественных культур в условиях зрелого социализма», посвященная 60-летию образования СССР. В ее подготовке и проведении принимали участие Институт истории, языка и литературы имени Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР, Институт философии АН СССР, Институт мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР, Межведомственная комиссия АН СССР «Духовная культура развитого социализма». Были представлены 33 научных центра страны.

Конференция открылась приветственным словом секретаря Дагестанского областного комитета КПСС Ш. А. Исмаилова, который от имени обкома КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров автономной республики пожелал успехов ее участникам. Ш. А. Исмаилов отметил, что проведение конференции, посвященной 60-летию СССР, в столице автономной республики свидетельствует о значительном росте науки и культуры в ранее отсталом крае.

Заседания конференции начались с докладов А. Арнольдова «60-летие образования СССР: духовные ценности советского народа» и Г. Гамзатова (Махачкала) «Взаимообогащение художественных культур – важный фактор духовного прогресса народов СССР», которые задали тон работе форума, определили его проблематику в целом.

Всесторонне рассматривались методологические проблемы изучения художественной культуры развитого социализма. В докладе «Национальная художественная культура как специфическая целостность» М. Каган (Ленинград) обосновал трехмерное строение художественной культуры: институциональное (система социальных институтов – художественного производства, потребления и критики), методологическое (определенный тип художественного сознания, выражающийся в творческом методе и стиле), морфологическое (соотношения разных видов, родов и жанров искусства). М. Каган говорил о необходимости рассмотрения национальной художественной культуры с учетом диалектики национально-специфического, интернационально-особенного и всечеловечески общего.

В докладах Т. Бадурашвили (Тбилиси) и М. Курбиева (Махачкала) и других раскрывалось понятие «культура».

А. Кузнецов в докладе «Проблемы развития национальной культуры (к методологии вопроса)» оценил социалистическое содержание искусства как закономерный результат относительно имманентного развития духовной культуры и искусства, раскрыл диалектическую связь национального и народного в искусстве, роль традиций в современном искусстве. В докладе подчеркивалось, что преемственность и обновление в художественном развитии выступают не как метафорически взаимоисключающие стороны, а как диалектически совпадающие моменты единого процесса.

По мнению В. Сильвестрова, в основе универсальности культуры лежит предметная содержательность творческого человеческого общения, которое осуществимо лишь с помощью того или иного языка. Именно естественный язык (словесный язык), по отношению к которому все другие языки дополнительны и производны, обусловливает национальный характер человеческого творческого общения или культуры. В этом смысле любая человеческая культура – национальна. Национальный характер культуры тем более ярко выражен, чем более проявлена в ней связь с другими культурами, преемственность относительно иных культур.

В докладах В.

Цитировать

Ахмедов, С. Развитие национальных художественных культур в условиях зрелого социализма / С. Ахмедов // Вопросы литературы. - 1983 - №2. - C. 270-272
Копировать