Расщепление искусства
Знаменитый физик-теоретик Нильс Бор доказал: электрон в атоме, переходя с одной орбиты на другую, поглощает или излучает энергию. При переходе на более дальнюю орбиту – поглощает, так как при этом он преодолевает силу притяжения ядра, в случае обратного перехода – излучает.
Рассуждая умозрительно, нечто подобное должно бы происходить и с героями литературных произведений, которые все чаще «соскакивают» со страниц повестей и романов и лихо шагают по сценическим или экранным орбитам. Практически этот процесс сопровождается преимущественно поглощением, а не излучением дополнительной эстетической энергии. От иных многообещающих инсценировок и экранизаций никому – за исключением самого автора и его домашнего окружения – ни тепло ни холодно.
Происходит это потому, что проблемы энергетики менее всего заботят тех взыскательных художников слова, которые торопливо расщепляют свои произведения, извлекая из повести – готовый сценарий, из романа – трехактную пьесу, из рассказа – либретто…
Очевидно, главным условием успеха операции является скорость реакции автора, ибо театры и киностудии предпочитают иметь дело с наиновейшим материалом. Поэтому – еще не просохла типографская краска на авторском экземпляре книжки, а ее герои уже улыбаются с театральных афиш; почтовые конторы еще не доставили подписчикам журнал, где публикуется остросюжетная повесть, а киностудии уже вступили в бескомпромиссное сражение за право ее экранизации.
Логика перевоплощений литературных образов причудлива и почти неуловима. Всего можно было ожидать, к примеру, от славного Пронякина из «Большой руды». Но кто мог подумать, что он на своем МАЗе будет брать крутые виражи на сцене ЦТСА?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.