№3, 1964

«О границах между литературой и кино»

Теоретические вопросы творческого взаимодействия художественной литературы и кинематографии в последнее время привлекают к себе все более пристальное внимание как советских, так и зарубежных критиков и искусствоведов. В частности, этой проблематике, приобретшей особо актуальное значение, посвящена интересная статья Ивана Стефанова «О границах между литературой и кино», опубликованная в болгарском журнале «Киноизкуство» (1962, N 7).

Содержащая ряд дискуссионных положений, статья И. Стефанова является серьезной попыткой разобраться в диалектике взаимоотношений двух искусств, в эстетической специфике каждого из них.

Автор отмечает, что «с литературной точки зрения» кино обычно рассматривается то как разновидность литературы, то как абсолютная противоположность словесному искусству. Но это взаимоисключающие друг друга определения, каждое из которых само по себе верно лишь настолько, насколько оно фиксирует некоторые действительно существенные, хотя, как правило, внешние, сходства и различия между обоими искусствами. Художественная же практика неоспоримо доказывает, что кино и литература – самостоятельные искусства, которые взаимодействуют на основе некоторых своих общих особенностей и специфических различий.

В основе самого современного и вооруженного наиболее совершенной техникой искусства кино лежит, по остроумному замечанию Карела Чапека, «нечто такое древнее и технически примитивное, как литературный замысел…». Напомнив об этом, И. Стефанов подчеркивает, что кажущаяся очевидной внутренняя связь между литературой и кино отнюдь не освобождает исследователей от необходимости глубокого изучения проблемы. Надо объяснить, почему возможен и как осуществляется переход от литературной изобразительности к кинематографической.

Ограничив свою задачу главным образом рассмотрением вопроса, почему основа любого художественного фильма непременно должна быть литературной, автор статьи довольно подробно останавливается на специфике словесного искусства. В литературном образе выразительная сторона доминирует над изобразительной. В известном смысле литературный образ как выражение художественного отношения к явлению, факту не знает ограничений, объект литературы «неограничен». Кино как искусство, напротив, отражает действительность посредством приведенных в движение жизненно-конкретных изобразительных форм, оно открывает источник эстетической и идейно-художественной выразительности в видимых, зримых, динамичных формах действительности;

Говоря о том, что современное кино – искусство синтетическое, что оно отражает жизнь не только через пластичное, зримое изображение, но и с помощью диалога, музыки, цвета и других средств, автор отмечает главенствующее значение «визуального изображения». Иерархия, соподчинение, внутреннее единство между отдельными компонентами художественного образа фильма определяются конкретно в каждом данном случае.

Цитировать

Герасимов, У. «О границах между литературой и кино» / У. Герасимов // Вопросы литературы. - 1964 - №3. - C. 206-208
Копировать