№12, 1973/Советское наследие

Работать и работать

Я родился в семье простого скотовода в гобийском кочевье, в том году, когда монгольский народ отмечал 15-летнюю годовщину своей революции. Говорят, что к празднику я уже пил молоко из юбилейной чашки с изображением мчащегося всадника с длинным урогом (лассо). Короче говоря, я один из тех десятков тысяч, кто, родившись уже после революции, рос вместе со своей страной, был свидетелем и в какой-то мере участником ее революционного преобразования.

Некий иностранный путешественник, побывавший в нашей стране в начале XX века, увидел в ней только страшную косность и отсталость; он заметил, что если народ и далее будет пребывать в таком же состоянии, если чужеземцы по-прежнему будут угнетать его, то через пятьдесят лет монголы как нация перестанут существовать. Как известно, прогноз не оправдался. Сегодня нас охватывает чувство гордости за свою родину, вступившую, минуя капитализм, на путь социалистического развития и взрастившую совершенно новое поколение своих сыновей.

Не перечислишь все успехи, достигнутые в нашей стране за годы народной власти. Взять хотя бы то, что ныне мы добились сплошной грамотности, а ведь не так давно еще народ блуждал в густом тумане буддийской религии, полагая, что «за дальними горами не живут люди, а за горизонтом неба кончается земля».

Сформировалось у нас социалистическое сознание, в стране получила развитие национальная промышленность. Сегодня монголы не только хозяева новой современной техники, но и ее создатели. Идея коллективизации получила всенародное признание, воплощена в жизнь, и пастухи, прежде замыкавшиеся в границах своего небольшого частного хозяйства, расположенного чаще всего в ущельях или долинах рек, ныне объединили не только свое хозяйство, не только свои усилия, свой труд, но и, главное, души свои.

Путь к этим высотам прокладывали нам светлое ленинское учение, Монгольская народно-революционная партия, проводившая ленинские заветы в жизнь.

Говоря о духовном прогрессе нации, мы не можем, разумеется, не говорить в этой связи о расцвете искусств. Наша страна имеет многолетние традиции письменной культуры, богата устным народным творчеством. Всегда – в радости и печали – спутниками человека были песни, стихи и эпос. Недаром легендарный народный «закаленный богатырь» Максаржав пригласил к своим воинам перед решительным сражением с чужеземными захватчиками (то было в 20-е годы) большого знатока устного народного творчества и монгольской литературы Парчина, чтобы он рассказал героическую эпопею «Бум-эрдэнэ», Песня всегда была с народом, и он дорожил поэзией. У нас бытует давняя, а ныне унаследованная современниками, традиция слагать стихотворения, песни, оды по случаю какого-либо героического подвига или в честь разнообразных народных праздников. Например, существуют у нас многочисленные одические стихи, посвященные новоселью, свадьбе, приготовлению кумыса, валянию войлока и многим другим праздникам.

Эти традиции обогатились новым содержанием и новыми формами в нашей современной литературе, являющейся зеркалом реальной жизни. Именно такое сочетание старого, накопленного веками, и нового, привнесенного сегодняшней жизнью, и позволяет нынешней литературе оказывать серьезное влияние на становление народной социалистической нравственности.

Я горжусь тем, что вместе с товарищами по перу вношу свой посильный вклад в нашу поэзию, которая служит своему народу, строящему социализм, установив нерушимые дружественные узы с Советским Союзом, первой великой социалистической державой мира. В моих стихах немало традиционных для нашей поэзии мотивов:

Цитировать

Дашдооров, С. Работать и работать / С. Дашдооров // Вопросы литературы. - 1973 - №12. - C. 20-23
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке