№3, 1961/Обзоры и рецензии

Путь поэта-революционера

Тимофей Уралов, Путь Алексея Тмырева, Херсонское книжно-газетное издательство, 1960, 238 стр.

Двадцать четвертого сентября 1911 года на больничной койке херсонской каторжной тюрьмы в двадцатичетырехлетнем возрасте умер поэт-большевик, рабочий Николаевского судостроительного завода «Новаль» Алексей Гмырев. Незадолго до смерти он убежденно писал:

Я погибну, но вместе со мной не умрут

Пролетарские песни мои.

И в этих словах – не гордая поза поэта, а верное понимание значения и роли пролетарской поэзии в борьбе за счастье трудового народа.

Велика была роль этой поэзии в развитии массовой агитации среди рабочего класса России. «Пропагандистом посредством песни» назвал Б. И. Ленин автора международного гимна пролетариата – «Интернационала» – Эжена Потье. Таким же коллективным «пропагандистом посредством песни» являлась революционная рабочая поэзия, развивавшая лучшие традиции передовой литературы прошлого. Она противостояла буржуазно-дворянской поэзии декадентов, уныло перепевавших гимны смерти, стремившихся увести читателя в мир призрачных мистических видений, в сторону от реальных противоречий жизни, в сторону от революционной борьбы.

Из многочисленных воспоминаний •известно, как высоко ценил и любил пролетарскую революционную поэзию В. И. Ленин; о развитии и популяризации рабочей поэзии неустанно заботилась большевистская партия. Ценою огромных усилий тексты стихотворений, сборники песен рабочих поэтов систематически публиковались партийными организациями наряду с нелегальной марксистско-ленинской литературой, прокламациями и листовками. Редкий номер большевистской газеты выходил без стихотворения или текста массовой песни.

Характер предоктябрьской рабочей поэзии, основные особенности ее содержания ярко и образно осветила большевистская газета «Гудок» в 1907 году: «Рабочая песня – она зародилась и свила себе прочное гнездо там, где ютилось множество существ, с утра до ночи занятых грязной и тяжелой работой, суровых, сосредоточенных и сильных». Эта поэзия клеймила «хозяев жизни», «по милости которых люди изнемогали под тяжким непосильным трудом». Эта поэзия уверенно звала трудовой народ к борьбе за светлое будущее, она «гремела и разливалась и возвещала всем людям, всем угнетенным и обиженным о своей воле, о своем желании переустройства человеческой жизни» 1.

Почти все рабочие поэты не могли получить достаточное и систематическое образование; многие из них могли писать лишь урывками, в редкие свободные часы. Поэтому в их стихотворениях нередки следы торопливости, подражательности. Встречаются в них иной раз абстрактные образы, общие фразы. Но при всем этом рабочая поэзия – острейшее оружие борьбы пролетариата – отличалась высоким идейно-политическим пафосом; боевой страстью революционеров ленинской закалки и выучки.

Однако рабочая поэзия и славная, поучительная жизнь ее героических создателей все еще очень слабо изучены нашими историками и литературоведами. Можно назвать лишь несколько статей в периодической печати, некоторые предисловия к стихотворным сборникам – и все.

Книга Тимофея Уралова посвящена жизни и творчеству поэта-революционера Алексея Гмырева.

Т. Уралов проделал большую и кропотливую работу, собирая в архивах и у товарищей А. Гмырева сохранившиеся документы, письма и неопубликованные стихотворения. Результатом этой работы явился изданный в 1957 году в Киеве сборник стихотворений и писем А. Гмырева «Гори, мое сердце» с обстоятельной вступительной статьей, а вслед за ним «Путь Алексея Гмырева.

Книга открывается небольшими предисловиями старейших деятелей Коммунистической партии Г. Кржижановского и Г. Петровского, высоко оценивших работу автора, воссоздавшего образ мужественного пролетарского поэта-борца. «Очень хотелось бы, – заканчивает свое предисловие Г. Петровский, хорошо знавший Алексея Гмырева по совместной работе в большевистском подполье, – чтобы советская молодежь прочитала книгу Т. Т. Уралова о юном Гмыреве, чья короткая, самоотверженная жизнь является вдохновляющим примером беззаветного служения своему народу». Эта же мысль выражена и в опубликованном вслед за предисловием отрывке из письма М. Шолохова по поводу издания книги: «Алексей Гмырев в истории нашей революции фигура чрезвычайно интересная… Его жизненный путь может служить прекрасным образцом дли воспитания молодежи».

Т. Уралов подробно рассказывает о трудном детстве Гмырева, выросшего в семье разорившегося вконец смоленского крестьянина-бедняка и затем рабочего-железнодорожника. Смерть матери, невыносимая нужда заставили Алексея, не доучившись в смоленском городском училище, бросить родные места. Он едет в Николаев, который к концу XIX века становится крупным центром судостроительной промышленности. Здесь он находит работу на заводе «Новаль», вскоре сближается со старыми кадровыми рабочими, среди которых было немало большевиков.

Рабочий-подросток становится активным участником политических забастовок и демонстраций, а с 1903 года – большевиком-подпольщиком, опытным конспиратором, партийным пропагандистом и организатором. Начинаются годы, полные лишений и героической, самоотверженной борьбы профессионала-революционера. Изуверские допросы и побои, тюрьмы, ссылки, побеги и вновь ссылки, ложные доносы и наконец – наспех состряпанное фальшивое «дело» об участии в убийстве некоего помещика. Чудовищный приговор – и смерть в тюрьме…

Об этой суровой и героической жизни рассказано Т. Ураловым в главах «В Николаеве», «В большевистском подполье», «В годы первой революции» и «На каторге». В них сказывается не только знание автором книги всех подробностей жизни Алексея Гмырева, но и умение показать его деятельность в неразрывной связи с общественной обстановкой и средой того времени. Жаль, однако, что Т. Уралова иной раз привлекают совсем не обязательные детали, которые имеют лишь весьма косвенное отношение к Алексею Гмыреву. Вряд ли, к примеру, нужно подробное описание жизненного пути всех родственников Гмырева. А что может прибавить к образу Алексея Гмырева описание настроения Николая II в день начала русско-японской войны с пространными цитатами из дневника «всея Руси самодержца»?

В самое трудное время, у станка в мастерской, на стапеле завода, на тюремной койке, во время каторжного этапа Гмырев находил время для создания стихов.

Лирика Алексея Гмырева привлекла внимание многих советских композиторов. Большой интерес к творчеству поэта-подпольщика проявил Д. Шостакович. О» создал три хоровые поэмы на стихи А. Гмырева: «При встрече во время пересылки», «Казненным», «Они победили» (он же отредактировал стихотворный текст этих произведений). В письме к автору книги об А. Гмыреве Д. Шостакович пишет: «Я закончил свою одиннадцатую симфонию, посвященную революции 1905 года. Симфония так я называется «1905 год». Конечно, творчество Гмырева и старые революционные песни сильно влияли на меня, когда я работал над симфонией».

Хоровую поэму на текст Гмырева «При встрече во время пересылки» написал также композитор С. Орфеев. М. Кусе в 1952 году создала цикл романсов на стихотворения Гмырева: «Мои песни», «Не жди меня», «Грезы», «К сердцу», «Я погибну, но вместе со мной не умрут пролетарские песни мои…».

Поэзии А. Гмырева в книге Т. Уралова посвящены главы «Поэзия борьбы» и «Вместо заключения». Жаль, однако, что именно поэзии – главному в наследии Гмырева – уделено очень мало внимания и места. Некоторые замечательные стихотворения Гмырева даже не называются автором книги. Слишком бегло сказано о художественном своеобразии поэзии А. Гмырева. Следовало бы, на наш взгляд, показать взаимосвязь творчества А. Гмырева с другими рабочими поэтами того времени, определить его место во всей пролетарской поэзии начала XX века. К примеру, стихи А. Гмырева явно перекликаются с боевой, призывной поэзией талантливого поэта-революционера, героя революции 1905 года Евг. Тарасова.

Анализ ряда стихотворений нередко сводится Т. Ураловым в сущности лишь к пересказу их содержания, а часто приводятся только обильные цитаты, связанные «мостиком» из нескольких восторженных фраз. Вообще излишне панегирический тон, злоупотребление превосходной степенью во многих местах портит стиль книги. В самом деле, автор явно теряет чувство меры, когда пишет о стихах А. Гмырева таким слогом: «Это стихотворение поражает чарующей свежестью поэтической речи, необыкновенной способностью Алексея Гмырева… автор посредством поразительно точных, запоминающихся сравнений…» и т. п. Или: «…жизнь отважного революционера Алексея Гмырева, его жизнеутверждающая поэзия представляют огромную ценность и оказывают… исключительно благотворное влияние на советских людей, их творческую деятельность и всю их жизнь» (курсив наш. – В. Р.). Право же, Алексей Гмырев не нуждается в этих громких словах.

Таким образом, книга Т. Уралова небезупречна. Над ее рукописью следовало бы больше поработать и автору и редактору издательства. Однако и в этом виде книга «Путь Алексея Гмырева», изданная молодым областным издательством, заслуживает внимания читателя не только Херсонщины, но и всей страны. Не забудет советский народ революционной поэзии Алексея Гмырева и его светлый образ, будет помнить пламенные строки поэта:

Гори, мое сердце, бестрепетно, смело,

Не прихотью чувств, не бесплодной

тоской,

А жаждой великого общего дела

Борьбы за свободу отчизны родной!

Гори! Твое честное пламя

Охватит немало таких же сердец!..

Гори, мое сердце, как красное знамя,

Которое поднял рабочий-борец.

г. Херсон

  1. »Гудок», 1907, М., 2. []

Цитировать

Ружина, В. Путь поэта-революционера / В. Ружина // Вопросы литературы. - 1961 - №3. - C. 221-223
Копировать