№4, 1979/Хроника

Психология художественного творчества

В конце прошлого года в Москве состоялся Всесоюзный Симпозиум, посвященный методологическим проблемам изучения процессов художественного творчества, задачам и состоянию психологии творчества. Симпозиум был организован Комиссией комплексного изучения художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры АН СССР совместно с Институтом искусствознания Министерства культуры СССР. В нем приняли участие представители самых разных областей науки: литературоведы, искусствоведы, философы, психологи, социологи, историки, биологи, физики, а также писатели, деятели других видов искусств.

Открывая симпозиум, академик Б. Кедров подчеркнул первостепенное значение марксистской философии и диалектической логики как исходной методологической базы исследований творческой деятельности.

Доклад на тему «Пути исследования процессов создания художественных произведении (состояние и перспективы)» сделал Б. Мейлах (Ленинград). Проблемы психологии творчества, сказал он, – весьма актуальны: значение их одинаково велико и с теоретической и с практической точки зрения. Однако до сих пор внимание к этому аспекту творческой деятельности явно недостаточно: выходит очень мало книг и статей, темы по психологии творчества отсутствуют не только в учебных планах психологических и филологических факультетов, но далее в институтах психологии.

Положительно охарактеризовал докладчик стремление исследователей обосновать возможность объективного изучения психологии творчества, отказ – от субъективно-идеалистических трактовок творческого процесса, бытующих на Западе.

Говоря о предмете психологии художественного творчества, Б. Мейлах выделил именно процесс творчества в его динамике, включающий все фазы создания произведения, в то время как литературоведение и искусствознание изучают лишь готовый продукт творчества. Именно понятие процесса является фундаментальным, основополагающим моментом, помогающим выяснить внутреннюю целостную, концепционную направленность воплощения замысла, определить «стратегию» творчества.

Особенную ценности по мнению докладчика, представляют рукописи писателя, которые являются как бы стенограммами творческого процесса.

В заключение Б. Мейлах отметил, что за десять лет своего существования Комиссия комплексного изучения художественного творчества выпустила двенадцать проблемно-тематических трудов, получивших широкий отклик в нашей и зарубежной прессе, организовала десять всесоюзных симпозиумов. Впервые было создано объединение представителей различных наук и практиков литературы и искусства для изучения художественного творчества.

А. Карягин посвятил свой доклад роли социальных наук в развитии теорий творчества. Наиболее передовые ученые называют XX век веком социальных наук. Это проявляется и в изучении художественного творчества: на базе марксизма возникают новые плодотворные подходы, совершенствуется принцип системности.

Г.

Цитировать

От редакции Психология художественного творчества / От редакции // Вопросы литературы. - 1979 - №4. - C. 306-308
Копировать