Пространственно-временные отношения в художественном мире
Система пространственно-временных представлений художника – один из важнейших принципов, определяющих структуру как художественного мира, так и создающей этот мир речевой системы. В пространстве и времени находит выражение комплекс проблем, связанных с жизнью художественного текста: от лингвистических до философско-культурологических.
Эти проблемы стали предметом обсуждения на межвузовском семинаре «Пространство и время в литературе и искусстве», который состоялся в Даугавпилсском педагогическом институте.
В докладе В. Маркова (Рига) «Логико-онтологические модели пространства – времени в литературе» эволюция форм пространства и времени как особых модальностей, свойственных эстетическим объектам, рассматривалась в ее соотнесенности с историей развития соответствующих физических понятий. Л. Цилевич (Даугавпилс) в докладе «Событие как пространственно-временная категория» изложил некоторые принципы классификации событий: представляя временные моменты движущейся коллизии и разграничивая художественное пространство, события тем самым приобретают аксиологическое значение.
Анализ одной из форм связи ритмической композиции и временной организации лирического стихотворения – «гармонической триады» – был представлен в докладе М. Гиршмана (Донецк): в синтезе ритмических противоположностей осуществляется переход от течения во времени К тому вечно настоящему, которое составляет специфику лирического времени.
Некоторые методологические аспекты анализа времени в эстетике XX века, в частности в работах Т. -С. Элиота, были рассмотрены в докладах О. Притыкиной и Н. Тишуниной (Ленинград).
Три доклада были посвящены рассмотрению пространственно-временных отношений, характерных для искусства разных эпох. Об искусстве барокко на примере конклюзии – сложной аллегорической композиции – говорила Е. Кукушкина (Ленинград). Движение от триадной структуры «вечность – время – вечность», характерной для раннеромантической культуры, к позднеромантической диадной структуре «вечность – время» проследил Ф. Федоров (Даугавпилс); эволюцию пространственно-временных решений в новеллистике В. Гауфа как движение от романтизма к бидермайеру показал М. Бент (Челябинск).
Весьма содержательными были доклады о пространственно-временной организации художественного мира Пушкина. В. Баевский (Смоленск) рассмотрел систему топосов романа «Евгений Онегин» (Петербург, дорога, деревня, Москва), в каждом из которых по-разному живут Онегин и Татьяна, а также функции неба и Леты в пространстве романа. Оригинальное сопоставление романа «Евгений Онегин» и картины Веласкеса «Менины» позволило Ю. Чумакову (Новосибирск) показать, как «удваивается» пространство романа:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.