№3, 1969/Зарубежная литература и искусство

Проблемы жизни – проблемы литературы

Встречи в Монголии – как воспоминания о юности, о наших 30-х годах. Та же атмосфера бурной стройки, стремительных перемен в жизни и людях. Тот же энтузиазм трудовых усилий, множество проблем, встающих ежедневно, ежеминутно, обсуждаемых страстно, заинтересованно. Все и похоже и непохоже: есть много общего, рожденного единством социалистического пути, много и отличий, определенных национальными, историческими особенностями страны. Но самое главное, пожалуй, заключается в том, что на каждом шагу видишь стремление жить по-социалистически, быть вместе с Советским Союзом, в теснейших связях с ним по всем линиям, в том числе по культурной.

И это не общие декларации. Дружба наших литератур приобрела деловой характер. Беседы, в которых участвовали мы с прозаиком В. Амлинским в Улан-Баторе, превращались в оживленный обмен мнениями по самым актуальным вопросам литературного развития, эстетики. Наши собеседники охотно говорили и об успехах литературы, и о сложностях, и о нерешенных вопросах. Когда возникла идея провести, в соответствии с традицией нашего журнала, «круглый стол» о монгольском романе, на это предложение откликнулись все приглашенные.

То, что темой «круглого стола» стало развитие романа, не случайность. В монгольской литературе, которая, по оценке партии, достигла значительных успехов, это самый молодой жанр; романисты стали всерьез заявлять о себе в последние семь – десять лет. Но само появление этого жанра свидетельствует о художественной, философской, общественной зрелости литературы, о ее стремлении и готовности широко и полно показать жизнь народа, созвать образ нового человека – строителя социализма.

Какой великолепный материал, пользуясь литературоведческой терминологией, в распоряжении романистов! Вместе с ними мы побывали в сельскохозяйственном объединении «Путь Сухэ-Батора» имени Монголо-вьетнамской дружбы, в монгольской степи (кстати, степь совсем не такова, как мы думали, – не пустынная равнина, а цветущие луга, живописные рощи, причудливых форм горы). В герах (у нас их принято называть юртами) завязались непринужденные беседы с аратами, и беседы эти охватили широкий круг вопросов: о делах хозяйственных, о политике, о литературе, о воспитании людей. Да, во время нашей поездки в МНР тема воспитания нового человека возникала, пожалуй, наиболее часто. С нее начался разговор в Союзе писателей. Его руководители вновь подчеркнули значение письма Горького монгольским писателям, – еще в 1925 году он призывал пробуждать в народе чувство социальной активности. Они говорили о роли литературы в формировании социалистической личности, о тесной связи писателей с жизнью народа. А у скотоводов, звеном которых руководит Х. Намсарай, нам рассказали о том, как здесь поощряют передовиков и как воздействуют на нерадивых, невнимательно относящихся к своим трудовым и общественным обязанностям. В нескольких километрах от этого гера, у подножия холмов расположено звено С. Бадраха. Здесь зашла речь о воспитании молодежи. Повод был достаточно острый: у нашего хозяина четверо детей, все они получили образование, работают в городе, а в степи остались Бадрах с женой. Как сделать, чтобы молодежь охотнее занималась сельскохозяйственным трудом? Араты, как незадолго до этого литераторы, только другими словами, говорили и о воспитании у молодых людей высоких нравственных качеств, и о необходимости еще широ развертывать культурное строительство в монгольской степи. В общем, мы не раз убеждались, сколь жизненны те проблемы, которые встают сейчас перед писателями республики.

О формировании социалистического отношения к труду, государственного подхода к любому делу, о борьбе с косностью и пассивностью, за высокую культуру, о преодолении у части молодежи легкомысленного отношения к жизни – о реальных требованиях и реальных конфликтах жизни пишут наши друзья монгольские романисты. Правда, у них есть и долги, которые они сами признают.

Немного пока что написано о молодом рабочем классе Монголии. Между тем в его среде можно встретить интереснейших людей. Нам долго не хотелось расставаться с Л. Дандаром – главным инженером одного из цехов Промкомбината. Двадцативосьмилетний инженер- человек культурный, с широким кругом запросов и интересов, он умело ведет производство (а оно уже на 80 процентов автоматизировано). Его мечта – создать при комбинате научно-исследовательский институт, не лабораторию, а именно институт, который помог бы улучшить качество сырья, его обработки. Конечно, эти планы могут осуществиться лишь в результате настойчивой работы, творческих исканий, преодоления трудностей, – так возникает жизненный материал, который настойчиво просится в роман!

Характерная деталь: разговор с Дандаром проходил в комнате, на стенах которой висят портреты строителей и первых ударников Промкомбината, – это советские рабочие и инженеры, приехавшие сюда в начале 30-х годов, когда на месте комбината был пустырь.

Цитировать

Озеров, В. Проблемы жизни – проблемы литературы / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 128-132
Копировать