№3, 1969/Зарубежная литература и искусство

Лайош Кашшак в зеркале венгерской критики

В июле 1967 года умер, – незадолго до смерти отметив свой 80-летний юбилей, – венгерский поэт (а также прозаик, художник и теоретик искусства) Лайош Кашшак. Несмотря на почтенный возраст, этот человек так и не стал патриархом в искусстве, до конца жизни сохранил жажду поисков. Имя Каштана тесно связано с теми течениями, которые возникли в Венгрии, как и в большинстве стран Европы, в начале XX века и которые объединяются понятием «авангардизм». Творческая судьба и эстетические взгляды Кашшака имеют много общего с судьбой и мировоззрением таких художников, оказавших существенное влияние на развитие современного искусства, как Маяковский, Арагон, Пикассо и др.

Интересно окинуть взглядом весь путь Кашшака – от полуграмотного рабочего до видного представителя европейского и отца венгерского авангардизма, а затем до мастера, творчески освоившего опыт экспериментальной поэзии начала века в своей самобытной лирике реалистического звучания. Разумеется, мы не имеем в виду прослеживать здесь творческий путь Кашшака; наша цель – взглянуть на него в зеркале венгерской литературной, в особенности современной, критики.

Уже в середине 10-х годов, когда Кашшак вошел на страницы литературных журналов с необычными, режущими слух буржуазной публики стихами и бунтарскими декларациями, он сразу оказался в центре общественного внимания. Эстетическая программа Кашшака нашла отклик у многих молодых литераторов; вокруг его журналов «Тетт» («Действие», 1915 – 1916) и «Ма» («Сегодня», 1916 – 1926) образовалась небольшая, но по-боевому настроенная группа поэтов и художников, ищущих новые пути в искусстве. Притягательная сила группы Кашшака заключалась не только в новизне ее эстетических принципов; поэт сделал свои журналы политической трибуной, с которой критиковал империалистическую войну, разоблачал трусость и оппортунизм социал-демократических лидеров, требовал коренных социальных преобразований. «Мы хотим перестроить мир на основе классовой борьбы и в соответствии с нашими идеалами. Рядом с коммунистическим экономическим строем мы хотим создать коммунистическое искусство» 1, – писал он в одном из номеров журнала «Ма». В эстетической программе Кашшака авангардизм был тесно связан с социалистическими убеждениями, с преданностью рабочему классу – сочетание, довольно распространенное в искусстве Европы начала XX века (вспомним хотя бы Маяковского, для которого лозунг «долой ваш строй» был неотделим от «долой ваше искусство»). Не удивительно, что творчество Кашшака и его учеников встретило дружное непонимание и осуждение как со стороны консервативного искусства и политической реакции, так и со стороны большинства социал-демократов.

Первых ценителей и защитников Кашшак нашел среди нюгатовцев. Этому также можно найти объяснение: «Нюгат» 2 в начале XX века проводил новаторскую линию в искусстве, боролся против косных традиций и консерватизма; кроме того, части нюгатовцев, в том числе крупнейшему венгерскому поэту начала века Эндре Ади, были близки радикальные революционно-демократические идеалы. Поэтому представители демократического крыла «Пюгата» способны были оценить не только новаторство нового течения, отрицание им косных традиций и авторитетов, но и социальный протест, который являлся важной частью общественно-эстетической программы группы Кашшака (в первую очередь его самого), непримиримое отношение к войне.

В 1917 – 1919 годах Кашшак и его группа много сделали для пропаганды революционных идей. Один из номеров «Ма», вышедший 17 октября 1917 года, накануне Октябрьской революции, был посвящен событиям в России; еще один специальный выпуск- Ленину. Буржуазно-демократическую «розовую» революцию 1918 года Кашшак встретил без всякого энтузиазма. «Требуем Советскую республику!» – провозглашал он в очередном выпуске-листовке «Ма». Естественно, что Социалистическую революцию 21 марта 1919 года в Венгрии Кашшак принял как свою и активно включился в общественную жизнь юной республики: принимал участие в работе Министерства просвещения, был членом Писательского директориума.

Дальнейший путь Кашшака в искусстве был чрезвычайно сложным:

  1. Цит. пост.: M. Béládi, Kassak Lajos költészete, «Kritika», 1966, N 12.[]
  2. »Нюгат» («Запад», 1908 – 1941) – чрезвычайно авторитетный, особенно в первую половину своего существования, литературный журнал. []

Цитировать

Гусев, Ю.П. Лайош Кашшак в зеркале венгерской критики / Ю.П. Гусев // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 143-146
Копировать