№7, 1979/Хроника

Проблемы сюжетологии

Третий межвузовский научный семинар «Вопросы сюжетосложения» был проведен кафедрой русской и зарубежной литературы Даугавпилсского пединститута осенью прошлого года. В докладе В. Зарецкого (Стерлитамак) и Л. Цилевича (Даугавпилс), открывшем пленарное заседание, шла речь о сюжетологии как особом разделе литературоведения, был определен предмет и задачи этой области науки. Доклады, прозвучавшие на семинаре, свидетельствовали о многоаспектности проблемы сюжета, демонстрировали различные методики его анализа.

В докладе «Сюжет во внутренней структуре литературного целого» М. Гиршман (Донецк), предлагая выделять в произведении три слоя – ритм, сюжет, герои, – определил их значимую последовательность и иерархию.

О роли композиционной точки зрения в восприятии сюжета говорил В. Федоров (Донецк). Композиция, по мнению автора, представляет собой не только способ сообщения о событии, но и форму, направляющую логику самого исследования. Вопрос о том, как в сюжете выражается нравственная позиция автора и формируется читательская точка зрения, был поднят в докладе Б. Кормана (Ижевск) «Реализм, нормативное начало и сюжет».

На предыдущем семинаре1 разгорелась дискуссия вокруг определения единицы сюжета. И теперь ряд выступающих – Л. Маллер (Стерлитамак), В. Тюпа (Кемерово), Г. Краснов (Коломна) – сосредоточили внимание на этой проблеме.

Несколько выступлений было посвящено проблеме хронотопа. В докладе И. Егорова (Куйбышев) исследовалась пространственно-временная организация повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат» и устанавливалось, что хронотопично не только изображенное в повести событие, но и событие самого повествования. Хронотоп дороги рассматривался в докладе И. Савостина (Калининград). Автор, прослеживая истоки этого вечного сюжета мирового искусства, стремился раскрыть русское национальное своеобразие образа «пространства». Эту же задачу ставила в своем докладе и Г. Степанова (Калининград), выявляя семантические основы образа «поля» в русской литературе и фольклоре. Концепция времени в романтическом искусстве – тема выступления Ф. Федорова (Даугавпилс).

Наука о сюжете имеет давние традиции, и обращение к истории вопроса является весьма плодотворным. Об актуальности наложений, содержащихся в работах Ю. Тынянова 20-х; годов, говорилось в докладе В. Эйдиновой (Свердловск), значение горьковской концепция сюжета для советской литературы и литературоведения осветил М. Череновский (Горловка).

На семинаре работали три секции. Секция «Сюжет романа» была представлена рядом выступлений, продемонстрировавших новый подход к анализу классических произведений русской литературы. В докладе В. Марковича (Ленинград) «Трагическое в сюжете романов Тургенева 50-х годов» рассматривалось диалектическое соотношение конкретно-исторического социального сюжета и надвременной метафизической трагической темы как одного из важнейших сюжетообразующих начал тургеневского романа.

Несколько докладчиков обратились к творчеству Достоевского. Е. Маймин (Псков) охарактеризовал особенности сюжетного построения романов писателя. Указав на проявившуюся в русской литературе XIX века «тенденцию ослабления событийного начала, докладчик подчеркнул исключительность на этом фоне намеренной «сконструированности» художественного мира в произведениях Достоевского, которая является своеобразным путем к созданию идеологического романа.

  1. Информацию о втором семинаре см.: «Вопросы литературы», 1976, N 9.[]

Цитировать

Бахаева, Л. Проблемы сюжетологии / Л. Бахаева, Л. Сенчина // Вопросы литературы. - 1979 - №7. - C. 306-310
Копировать