№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Предмет синтетический

Инициатива журнала «Вопросы литературы», созвавшего этот «круглый стол», на мой взгляд, полезна и своевременна. Редакция права, указывая, что «существует серьезный разрыв между реальными успехами самих литератур, обобщением их опыта в критике, литературной науке – и положением дел в сфере высшего филологического образования, в преподавании научной дисциплины – литературы народов СССР».

Однако характер и причины этого разрыва не случайны, и в них, очевидно, следует внимательно разобраться.

В статье С. Исакова правильно отмечено, что курс литературы народов СССР начал читаться в вузах вскоре после Первого всесоюзного съезда писателей. Так было, например, в Московском областном педагогическом институте, где этот курс мне довелось читать с середины ноября 1934 года. Примерно через год я и другие специалисты стали вести этот предмет также в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

Здесь не место для воспоминаний, но нельзя не отметить, что новая дисциплина, исходящая из принципов пролетарского интернационализма, дружбы народов, получила широкую поддержку и в том или ином объеме читалась в течение десятилетий во многих десятках вузов нашей страны – в университетах, пединститутах и таких уникальных институтах, как Литературный, ВГИК, Полиграфический.

За прошедшие десятилетия в нашей стране возникла новая историческая общность людей – советский народ. С этим фактом связаны важнейшие явления во всех сферах нашей жизни, в том числе и в духовной, в сфере идеологии, в области художественной литературы.

В первой половине 30-х годов у нас получило широкое распространение понятие «советская литература» в смысле единая советская многонациональная литература. Теперь, в условиях развитого зрелого социализма, строительства коммунистического общества, она достигла расцвета, и уже средняя школа призвана дать достаточно полное представление о ее достижениях, В опубликованной в марте 1974 года новой «Программе по литературе для IV-X классов общеобразовательных школ РСФСР» (см. «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР», N 8 и 9 за 1974 год) «Систематический курс русской литературы» для VIII-IX-X классов изложен с привлечением материалов по литературам народов СССР. Особенно усилен этот материал в программе X класса, где все разделы составлены так, чтобы преподаватель имел возможность ознакомить учащихся с богатством и многообразием многонациональной литературы нашей страны, дать им хотя бы общее представление о процессе и важнейших этапах ее развития.

Действительно, разве можно представить советскую литературу изолированно от творчества, например, Павла Тычины, Александра Корнейчука, Якуба Коласа, Лео Киачели, Петруся Бровки, Олеся Гончара, Василя Быкова, Чингиза Айтматова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Эдуардаса Межелайтиса, Йонаса Авижюса и других?

Нельзя не считаться и с фактом билингвизма, двуязычия ряда писателей. От этих вопросов уходить нельзя.

В учебных пособиях для средней школы материал по литературе народов СССР занимает все большее место, принят во внимание и билингвизм. В упомянутой программе только для X класса названо 49 авторов братских литератур, рассмотрение творчества которых дается по важнейшим периодам; составленная в соответствии с этой программой хрестоматия «Литература народов СССР» содержит четыре раздела: «Советская литература 1917 – 1929 годов», «Советская литература 1930 – 1941 годов», «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет», «Советская литература 50 – 70-х годов».

Процесс развития литератур шел не только от взаимного знакомства к родству, но и – в отношении критики и литературоведения – от требований общей ознакомительной характеристики к необходимости глубинного анализа, всестороннего исследования.

И естественно, нужно своевременно позаботиться о том, скажем, чтобы наши педагогические институты готовили молодые кадры преподавателей литературы, достаточно вооруженные для самостоятельного ведения названного, в своей основе синтетического предмета. К тому же поток информации все время растет, ставя сходные по сложности задачи перед специалистами разных профилей, направляемыми как в школы, так и в издательства, на радио, телевидение и т. д.

При этом не следует забывать и следующее.

Дисциплина «Литература народов СССР» не только погранична, но в существенных частях тождественна курсам «Советская литература» и в известной мере «Русская советская литература». В центре внимания всех трех дисциплин – современный литературный процесс, история и современность литератур социалистических наций и народностей нашей страны, их развитие по пути все большего сближения. И освещение этого процесса является важнейшей задачей, стоящей перед советскими филологическими вузами.

Важное значение имеет выход шеститомной «Истории советской многонациональной литературы», где развитие литератур народов страны рассматривается в тесном единстве. Мне представляется, что если вести речь об учебнике, то это должен быть труд, дающий представление о том, как рождалась советская многонациональная литература и каковы важнейшие периоды ее развития и характерные черты, Надо показать, что взаимовлияние и взаимообогащение литератур – процесс, уходящий в далекое прошлое, в глубокие исторические связи народов и их культур (об этом справедливо пишут С. Исаков и Р. Бикмухаметов и говорил здесь Р. Юсуфов).

Советский народ поднялся на невиданную историческую высоту. О нашей многонациональной литературе мы говорим как о богатейшем многообразном единстве. Еще на Первом всесоюзном съезде советских писателей А. М. Горький отметил, что «разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик выступает как единое целое перед лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран и перед лицом дружественных нам литераторов всего мира». И пояснил: «Мы выступаем, демонстрируя, разумеется, не только географическое наше объединение, но демонстрируя единство нашей цели, которая, конечно, не отрицает, не стесняет разнообразия наших творческих приемов и стремлений». «…Советская литература не является только литературой русского языка, это – всесоюзная литература» ## М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Климович, Л. Предмет синтетический / Л. Климович // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 93-98
Копировать