№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

О соотношении интернационального и национального в развитии литератур народов СССР

Тема нынешнего обсуждения поистине необъятна. Необъятна она прежде всего по той причине, что, как верно отмечается в статьях С. Исакова и Р. Бикмухаметова и в выступлениях, литературы народов СССР представляют собою значительную часть всемирной литературы с древнейших времен до наших дней.

В статье С. Исакова, в которой, на мой взгляд, правильно сосредоточивается внимание на историко-типологическом принципе изучения этих литератур (что единственно дает возможность охватить эту «необъятность»), говорится, что концепция соотношения интернационального и национального в литературном процессе является общепринятой в советском литературоведении. Уточнение же важнейших положений этой концепции должно помочь решить основные методологические предпосылки построения курса истории литератур народов СССР.

Соотношение интернационального и национального в советской литературе отражает принципиально новый этап в историческом развитии мирового литературного процесса.

Сущность закономерностей литературного развития во всемирно-историческом масштабе раскрыта в известном положении «Манифеста Коммунистической партии» о духовном развитии в эпоху капитализма: «На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература» 1.

Из этого положения можно сделать вывод о двух исторических эпохах мирового литературного процесса.

Первая эпоха. Хотя мировой литературный процесс как реальное явление начинается уже с самого возникновения письменного литературного творчества в разных территориальных центрах и развивается в исторических условиях древности и средневековья на основе общетипологических закономерностей, однако в это время из-за слабости и ограниченности контактных связей между отдельными литературами еще не сложилась мировая литература, осознающая себя как таковая.

Вторая эпоха имеет своим содержанием формирование мировой литературы, включающей в себя постепенно все литературы мира (в том числе и народов Азии и Африки) и осознающей себя именно как интернациональное единство.

В первую эпоху, когда еще не сложились отдельные нации, естественно, нельзя говорить о литературах национальных. Следовательно, национальное в литературе вовсе не изначально. Специфика же, свойственная отдельным литературам, носит в основном локально-этнический характер. При этом на основе генетических и контактных связей формируются зональные (региональные) литературные единства, например античный греко-римский регион, переднеазиатская «древневосточная» литература и др.

В целом первая эпоха – до образования мировой литературы – есть эпоха донациональных литератур, последнюю стадию которой (на пороге Нового времени в мировой истории) можно характеризовать уже как преднациональную.

Истоки второй эпохи восходят к литературам Ренессанса. В них начинает формироваться и национальное своеобразие литератур, отражающее зарождение наций, формирующихся уже позже, в условиях Нового времени. В полной мере консолидируются национальные литературы в эпоху Просвещения.

Таким образом, эпоха формирования мировой литературы – это эпоха расцвета национальных литератур, постепенно объединяющихся в интернациональное единство.

При этом национальные литературы вбирают определенные этнические и генетически близкие литературные традиции донациональной эпохи и осмысляют их как свое национальное наследие.

Подобное осмысление развития всемирного литературного процесса, как следует из данной выше характеристики места в нем литератур народов СССР, имеет прямое отношение к системе изучения этих литератур.

И здесь необходимо обязательно учесть труды, где советским литературоведением уже разработаны некоторые существенные положения, касающиеся всемирной литературы.

Прежде всего, это десятитомная «История всемирной литературы», первый, второй, девятый и десятый тома которой вышли в макетах, третий и четвертый тома уже готовы, обсуждались и утверждены к изданию.

Далее, двести томов серии «Библиотека всемирной литературы». Во вступительных статьях к некоторым томам, в частности к первому тому – «Поэзия и проза древнего Востока» (куда входят и некоторые литературы народов СССР) и к тому пятьдесят пятому – «Поэзия народов СССР IV-XVIII веков», даны итоги научных исследований по периодизации литературного процесса.

И наконец, «Литература народов Востока» (три тома) Московского государственного университета.

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, стр. 428.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Брагинский, И. О соотношении интернационального и национального в развитии литератур народов СССР / И. Брагинский // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 105-111
Копировать