№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Показать историческую целостность литературного процесса

Р. Юсуфов прав. Я полностью разделяю его пафос, как и пафос авторов статей, напечатанных в «Вопросах литературы»: преподавание литератур народов СССР в высшей школе крайне нуждается в прочных научных основах. К такому выводу, собственно, склоняет сама жизнь, и как бы ни были еще сильны разногласия в подходе к этому сложнейшему курсу, в качестве объединяющей идеи все больше выступает общая забота о его теоретическом фундаменте, о поиске наиболее точных методологических решений.

Р. Бикмухаметов совершенно резонно пишет о том, что создание единого курса истории литератур народов СССР осуществимо только с выходом на новые теоретические рубежи. Не обойтись без точного методологического инструментария и при испытании на жизненность многих научных и организационных предложений С. Исакова.

Едва ли нужно говорить о насущности кардинального усовершенствования вузовских практически-организационных сфер. Система преподавания значительно зависит от них. Однако реорганизацию такого рода нельзя вести в отрыве от методологической оснащенности курса, тем более что последняя не сводится к механической «прививке» научных достижений практике, а тоже потребует решительных перестроек. Совершенствование курса надо начинать сообща, усилиями ученых и преподавателей-практиков, которые уже сейчас, вопреки неразработанной и явно устаревшей программе, непостижимо мизерному и год от года все уменьшающемуся количеству часов, отведенных в вузах литературам народов СССР, проявляют образцы подлинного энтузиазма, о чем, кстати, тоже вовремя напоминают названные статьи.

Конечно, вопрос многими сторонами упирается в объективную ситуацию. Было бы легковесно отрицать тот серьезный разрыв, который существует между реальными успехами наших литератур и их обобщением в критике. Он отзывается болезненно на филологическом образовании, и тем активнее надо стремиться к союзу науки и практики.

Начинать, с моей точки зрения, надо с написания учебника. Пусть небольшой, но теоретически емкой книги, в которой были бы тесно связаны «просветительская», идеологическая и эстетически-воспитательная функции курса с особенностями общественно-исторического и духовного развития нашей страны, с запросами сегодняшнего дня.

Задача написания книги для вузов трудная, но не столь уж и невыполнимая. В республиках, отдельных вузах есть в этом деле немалый опыт. А начинать – так это ведь всегда трудно. Шеститомную «Историю советской многонациональной литературы» гоже нельзя было написать за один присест. Потребовались десятилетия коллективных усилий, чтобы создались нужные предпосылки. Надо учитывать к тому же, что сейчас не конец 40-х и не 50-е годы, уровень современного литературоведческого мышления заметно возрос. И когда ныне мы ставим вопрос о новых теоретических рубежах, само собой ясно, что методология – не набор готовых на все времена и случаи «отмычек», а целостная система научного познания, и потому ей по самой природе свойственно совершенствоваться и расширять функциональные сферы, в том числе и такую специфическую, как вузовский курс литератур народов СССР. «Речь тут идет не только об эстетическом и культурном кругозоре, но и о воспитании идеологии интернационализма», – касаясь этой специфики, пишет редакция журнала.

И – резонно: функции курса действительно необычайно ответственны. Нужно не только систематизировать и концептуально обосновать материал. Надо учить. А потом и спрашивать…

Если говорить о конкретных теоретических проблемах, то мне хотелось бы акцентировать определяющую, с моей точки зрения, проблему целостности историко-литературной концепции обсуждаемого курса.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Надъярных, Н. Показать историческую целостность литературного процесса / Н. Надъярных // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 117-121
Копировать