№3, 1971/Обзоры и рецензии

Предание и современность

Арам Ганаланян, Армянские предания, Изд. АН АрмССР, Ереван, 1969, 758 стр. (наармянском языке).

Виды устной народной прозы – предания, легенды, устные рассказы, в современной фольклористике часто называемые просто «несказочной прозой», принадлежат к тем жанрам фольклора, которые сравнительно недавно стали предметом серьезного научного исследования. Долгое время они вообще ре воспринимались как отдельные, самостоятельные жанры, часто отождествлялись со сказкой, мифом, басней или эпическим сказом. За последние десятилетия отношение к преданиям резко изменилось. В послевоенные годы в Европе было создано международное общество по исследованию народных преданий, которое издает специальный журнал («Fabula»). Вопросам научной систематизации легенд и преданий были посвящены два международных симпозиума в Антверпене и Будапеште (1962, 1963). Фольклористы стремятся выработать общее руководство по мотивам и сюжетам упомянутых жанров, подобное тому, какое в свое время было создано по сказкам (указатель Аарне – Томпсона – Андреева). Интенсивно собираются и издаются ими предания равных народов. Создана тем самым основа для всестороннего исследования и классификации преданий.

Одно из свидетельств повышенного научного интереса к данному жанру – выход в свет капитального тома армянских преданий, которые собрал, систематизировал, прокомментировал и исследовал А. Ганаланян. Результатом неустанной долголетней работы является это исследование, которое по богатству материалов и их ценности, но своему высокому научному уровню стоит в одном ряду с классическими изданиями армянской фольклористики, осуществленными в свое время Г. Срвандзтяном, Б. Лалаяном, М. Абегяном, К. Мелик-Оганджаняном и др.Первая часть книги посвящена исследованию основных проблем, связанных с народными преданиями. Вторая часть содержит тексты 917-ти армянских преданий и около 400 их вариантов. Наконец, в третьей части читатель найдет подробные сведения об источниках преданий и их вариантах, об их издании и литературной обработке, списки собственных имен, географических и предметных названий, которые в большой степени облегчают пользование книгой. К книге приложено более тридцати фотографий различных памятников исторической Армении, которые послужили материалом для тех или иных преданий.Первая трудность, которую успешно преодолел ученый, – выявление жанровых особенностей преданий. Свое исследование он начинает отграничением преданий от нескольких смежных жанров устной прозы, решительно выступая против их отождествления и смешения. Научно обоснованы отличия предания от мифа, сказки, басни, эпоса. Основные особенности преданий ученый справедливо видит в том, что они большей частью связаны с конкретными географическими пунктами, с памятниками культуры, со знаменательными событиями и историческими личностями и не достигают той степени художественных обобщений и символики, которые характерны для сказки или эпоса. Предания не имеют также присущих последним устойчивых форм построения, художественного стиля, повторений и диалогов. Они каждый раз пересказываются свободно, в зависимости от вкуса и восприятий рассказчика. В большинстве случаев отсутствует также четкий сюжет и подробности, иногда же предание представляет собой краткое сообщение о том или ином событии или факте. Основываясь на материалах армянских преданий, автор делает правильное заключение о существенных особенностях этого жанра вообще. А. Ганаланян специально подчеркивает, что предания являются произведениями «щелевого и познавательного характера», что «их главная роль заключается в сообщении слушателям сведений и знаний географического, исторического, бытового и религиозного характера» и что «художественному воздействию здесь отводится второстепенная роль».

Нам кажется, что в исследовании А. Ганаланяна требует дальнейшего уточнения вопрос о внутрижанровой дифференциации многочисленных и разнообразных материалов, объединенных под общим названием «Армянские предания». Все они исследуются в работе как произведения, имеющие одну и ту же жанровую структуру, однако очевидно, что они очень разнообразны не только по своему содержанию, но и по форме: от лаконичных, носящих «информационный» характер историй до произведений с определенной степенью концентрации и обобщения образов и сюжетов, от подлинных и достоверных событий до фантастических, чудодейственных превращений.

В книге А. Ганаланяна творчески решен такой трудный и важный вопрос, как классификация преданий. Пожалуй, ни один из других жанров народного творчества не имеет столь многочисленных видов и подвидов, и поэтому классификация преданий и легенд представляет особые трудности. И в прошлом, и в наше время делались многочисленные попытки выделения различных форм устной народной прозы. Состоявшееся в Будапеште в 1963 году совещание выработало общую схему классификации легенд и преданий, которая, после внесенных позднее изменений, содержит четыре вида со своими многочисленными подвидами:

1) этимологические и эсхатологические; 2) исторические события (общество); 3) сверхъестественные силы и существа (мифологические); 4) легенды о богах, героях и святых. Множество других вариантов предложено отдельными учеными (в частности, немецкими и скандинавскими).

А. Ганаланян следует своему принципу классификации – он выделяет этимологические, объяснительные и житийно-биографические предания. По происхождению преданий исследователь делит их на три вида: национальные, международные и «пришлые». На огромном фактическом материале, всесторонне используя филологические, исторические, археологические данные, автор показывает, какое неисчерпаемое историко-познавательное и художественное богатство содержат древние и новые предания армянского народа. Начиная исследование с преданий, тесно связанных с родным краем, автор переходит к языческим и христианским поверьям. В специальном разделе исследуются исторические предания, посвященные народным героям и мученикам, видным деятелям культуры, чужеземным поработителям.

Автор повсюду сочетает ясность изложения с научной глубиной, четкую идейную позицию с топкой эстетической интуицией. Часто, сравнивая данные предания с соответствующими историческими источниками, исследователь, однако, не отождествляет их, всегда руководствуясь тем правильным положением, что, как сказано в блестящем анализе народных преданий, посвященных Григору Нарекаци, «главная познавательная ценность этих преданий – не столько в достоверности того или иного исторического факта, отраженного в них, сколько в достоверности исторической логики, общей атмосферы эпохи».

Хочется особо выделить ценный раздел, посвященный международным и «пришлым» преданиям. Не отрицая факта заимствования преданий, которые потом на протяжении веков получали местный колорит и окраску (предания о Торке Ангехе, Александре Македонском, библейские и мартирологические предания), ученый видит в сходстве преданий различных народов прежде всего типологическую общность, считая их основой «одинаковый уровень развития общественного сознания и художественного обобщения действительности». В этом смысле большую ценность представляют богатые данные об армянских вариантах преданий и вариантах других народов о всемирном потопе, заточенном герое и т. д.

Переходя к сводному тексту преданий и научному аппарату, следует прежде всего отметить очень объемную, несмотря на простоту, и практически очень удобную классификацию, которой подвергнут весь огромнейший материал в границах двух больших разделов (этимологически-объяснительные и житийно-биографические). Сущность избранного ученым принципа заключается в том, что предания подразделяются по изображенным в них объектам, а эти последние в свою очередь классифицированы по местностям исторической и современной Армении – с севера на юг и с запада на восток.

Собирание и издание почти всех преданий армянского народа само по себе является большим научным событием. Достаточно упомянуть, из каких различных источников создан этот объемистый том. Необходимо было изучить всю армянскую историографию древнего и средневекового периодов, многочисленные комплекты периодической печати XIX – XX веков, сотни фольклорных, этнографических, путевых сборников и книг, издания сочинений почти всех видных армянских писателей, бесчисленное множество рукописных источников, хранящихся в музеях и различных литературных учреждениях. К этому надо прибавить большое количество преданий, записанных исследователем лично или собранных другими современными фольклористами. Конечно, и после всего этого еще остались вне сборника предания в письменных источниках или передаваемые изустно. Нам кажется, например, что в книгу нужно было включить некоторые предания, которые, не будучи записаны в свое время фольклористами, дошли лишь в художественных обработках писателей. Имеются все основания внести их в свод преданий (разумеется, в форме соответствующего пересказа), поскольку они не менее авторитетны и достоверны, чем предания, записанные фольклористами. В отдельных случаях А. Ганаланян именно так и поступает, но все-таки ряд преданий, обработанных писателями (например, Ов. Туманяном), остался вне сборника. Однако подобные пробелы неизбежны в столь большой, трудоемкой работе.

«Армянские предания» А. Ганаланяна охватывают такую широкую и богатую область духовной культуры народа, к которой постоянно будут обращаться писатели и литературоведы, лингвисты, этнографы и историки. Собранные воедино, предания как бы развертывают перед нами живую историю народа, изложенную в кратких, но глубоких по смыслу сюжетах и образах. Читая этот труд, вновь и вновь убеждаешься, как часто созвучны нашей современности произведения древности, этические и эстетические идеалы, заложенные в них.

г. Ереван

Цитировать

Джрбашян, Э. Предание и современность / Э. Джрбашян // Вопросы литературы. - 1971 - №3. - C. 198-200
Копировать