Послевоенная хорватская литература
Со времени появления «Ямы» Горана – этой волнующей поэмы, родившейся в пламени великих событий и переполненной переживаниями, – прошло четверть века. Настала пора объективной «Оценки пройденного литературой новой Хорватии пути. В истории хорватской литературы послевоенное двадцатипятилетие исключительно богато событиями; произошло множество знаменательных перемен и в литературе и в обществе, которое шагает по пути социализма.
Если говорить о наиболее значительных достижениях, то необходимо назвать прежде всего произведения писателей, которые уже в межвоенный период занимали в литературе Хорватии ведущее место, а после войны сумели обогатить ее новыми выдающимися творениями. Это произведения Цесаревича, Крклеца, Тадияновича. Правда, их послевоенное творчество развивалось в русле традиций литературы межвоенных лет; однако в новой Хорватии оно получило гораздо больший читательский отклик. В какой-то мере это относится и к Тину Уевичу.
Исключение составляет Мирослав Крлежа. Его творчество так многогранно и сложно, что сравнение с вершиной, какой бы она ни была высокой, к этому писателю не подходит; скорее уж перед нами горный массив с целым рядом пиков, и каждый на них – самый высокий. Послевоенное творчество Крлежи ознаменовалось дальнейшим разветвлением этого массива; возникали новые вершины, такой вершиной явилась драма Крлежи «Аретей»; однако в драматургическом творчестве Крлежи будут всегда выделяться цикл о Глембаях и военные драмы. «Знамена» еще не завершены, но и сейчас можно уже сказать, что это наиболее глубокий роман Крлежи и, быть может, самое выдающееся создание хорватской прозы всех времен. А ведь Крлежа написал после войны еще и ряд автобиографических и мемуарных произведений, в которых выступил как честный свидетель исторического развития Хорватии в XX веке.
В отличие от Крлежи, Тин Уевич, другой замечательный хорватский писатель межвоенного поколения, создал в последние годы не много новых стихов; недавно было завершено посмертное научное издание его сочинений, представившее поэта во всем его значении для хорватской литературы.
Послевоенные произведения Владимира Назора уступают в художественном отношении его лучшим книгам предшествующих десятилетий. Однако и его творчество тематически обогатилось и расширилось.
Назор, Крлежа, Уевич, как и Калеб, Иванишевич, Славко Колар, Новак Симич, – представители старой гвардии хорватской литературы.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.