Записки пародиста
Я пишу литературные пародии тридцать с лишним лет. И все эти годы, письменно и устно, читатели задают мне один и тот же вопрос: «Как относятся к вашим пародиям люди, которых вы пародируете? Обижаются или нет?» И я отвечаю всегда одно и то же: иногда обижаются. Но если бы на меня никто не обижался, мне бы, наверное, надо было менять профессию. Хотя, на мой взгляд, главная задача пародиста не в том, чтобы обязательно «обидеть» писателя.
Я хочу предложить вниманию читателей две пародии из готовящейся к печати книги. Одна из них – на книгу Юрия Германа – написана сравнительно недавно. Пародия на пьесы Виктора Гусева была написана 27 лет тому назад. Поэт, драматург, сценарист, Виктор Гусев – жив, хотя человека Виктора Гусева давно нет с нами. Жив и писатель Юрий Герман, хотя человек Юрий Павлович Герман умер три года назад. А главное (для этой подборки) то, ято и с тем и с другим я связан не только пародиями, но и личными воспоминаниями, как-то отвечающими на читательский вопрос. Это и позволило мне объединить их в некий цикл.
ВИКТОР ГУСЕВ
Пародия на пьесы в стихах Виктора Гусева была напечатана в «Крокодиле» осенью 1943 года. По неписаному закону я, конечно, на другой же день встретил Виктора Гусева на улице. Надо сказать, что обычная в таких случаях приветливая улыбка не озарила его лицо на этот раз.
– Здравствуйте, крепко вы меня… – сказал он довольно хмуро. – Я даже поежился. Что это вы вдруг?
– Да в том-то и дело, что не вдруг. Понимаете, Виктор Михайлович, почти у каждой вашей пьесы есть двойник, – сказал я.
– Как это?
– Ну, вот вы написали пьесу «Слава». А потом – «Дружбу». Написали «Весну в Москве». А потом – «Москвичку», которую я пародирую. Двойники слабее. О них и речь.
– Интересно, – сказал Гусев. – Значит, выходит, что ваша пародия – двойник моего двойника. Так, что ли?
– Ну, более или менее.
– Ладно, – сказал Гусев, – с пародией не спорят, я понимаю. Но я пишу сейчас новую пьесу. Она будет совсем другая, непохожая на все, что я писал раньше. Это и будет мой ответ на пародию. Вы обязательно ее посмотрите.
– А как называется?
– «Сыновья трех рек». У Охлопкова.
– Встретимся на премьере?
– Отлично. Вам два билета?
– Если можно.
– Конечно, можно. Я вас теперь боюсь, как огня.
– Ну что вы. Хотите я вам прочту наизусть «Герои едут в колхоз»? Я эти стихи люблю.
– Ну да. Прочтете, а потом пародию напишете. Нет, я уж теперь подальше от вас. – И он с преувеличенным ужасом стал пятиться от меня. Потом все же улыбнулся и помахал мне рукой.
Кто мог подумать, что мы говорили о его последней пьесе? Он так и но увидел ее. И я – тоже. А пародию я так и не включал в свои книги.
МОСКВА В МОСКВЕ
(Дружеская пародия в стихах, песнях и припевах)
<ls>Настя</ls>:
– Не говори ничего мне, Петя,
только ответь: ты москвич?
<ls>Петя</ls>:
– Москвич (напевает).
На Таганке я родился,
На Полянке долго жил.
На Стромынке я учился,
На Ордынке полюбил.
(В. Гусев, «Москвичка».)
Я ведь русский, я московский,
Я упорный человек.
(<ls>Там же</ls>)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Виктор Гусев – автор.
Москвичка – девушка.
Москвич – парень.
Олег Перестройкин – инженер, иногда профессор.
Рубаха-парень. Веселый друг.
Старый актер с гитарой.
Очередь в парикмахерской.
Москвичи и москвички.
Время действия – Весна в Москве.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Парикмахерская на Арбате. В кресле Москвич, у кресла Москвичка. Очередь.
Москвичка. Вас побрить или постричь? (Влюбляется.)
Москвич (глядя на нее). Ух! Не девушка, а птичка! (Влюбляется.)
Москвичка. Как тебя зовут?
Москвич. Москвич. А тебя зовут?
Москвичка. Москвичка. (Нежно смотрят друг на друга.)
Пауза.
Автор (выпихивая на сцену старого актера). Пой песню, пой!
Актер (поет).
Я актер удивительно старый,
И что петь – мне уже все равно-о-о,
И с такою же ста-а-арой гита-арой
Я пою все одно и одно-о-о-о…
(Деловито автору.) Где вино?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.