№10, 1970/В шутку и всерьез

Записки пародиста

Я пишу литературные пародии тридцать с лишним лет. И все эти годы, письменно и устно, читатели задают мне один и тот же вопрос: «Как относятся к вашим пародиям люди, которых вы пародируете? Обижаются или нет?» И я отвечаю всегда одно и то же: иногда обижаются. Но если бы на меня никто не обижался, мне бы, наверное, надо было менять профессию. Хотя, на мой взгляд, главная задача пародиста не в том, чтобы обязательно «обидеть» писателя.

Я хочу предложить вниманию читателей две пародии из готовящейся к печати книги. Одна из них – на книгу Юрия Германа – написана сравнительно недавно. Пародия на пьесы Виктора Гусева была написана 27 лет тому назад. Поэт, драматург, сценарист, Виктор Гусев – жив, хотя человека Виктора Гусева давно нет с нами. Жив и писатель Юрий Герман, хотя человек Юрий Павлович Герман умер три года назад. А главное (для этой подборки) то, ято и с тем и с другим я связан не только пародиями, но и личными воспоминаниями, как-то отвечающими на читательский вопрос. Это и позволило мне объединить их в некий цикл.

ВИКТОР ГУСЕВ

Пародия на пьесы в стихах Виктора Гусева была напечатана в «Крокодиле» осенью 1943 года. По неписаному закону я, конечно, на другой же день встретил Виктора Гусева на улице. Надо сказать, что обычная в таких случаях приветливая улыбка не озарила его лицо на этот раз.

– Здравствуйте, крепко вы меня… – сказал он довольно хмуро. – Я даже поежился. Что это вы вдруг?

– Да в том-то и дело, что не вдруг. Понимаете, Виктор Михайлович, почти у каждой вашей пьесы есть двойник, – сказал я.

– Как это?

– Ну, вот вы написали пьесу «Слава». А потом – «Дружбу». Написали «Весну в Москве». А потом – «Москвичку», которую я пародирую. Двойники слабее. О них и речь.

– Интересно, – сказал Гусев. – Значит, выходит, что ваша пародия – двойник моего двойника. Так, что ли?

– Ну, более или менее.

– Ладно, – сказал Гусев, – с пародией не спорят, я понимаю. Но я пишу сейчас новую пьесу. Она будет совсем другая, непохожая на все, что я писал раньше. Это и будет мой ответ на пародию. Вы обязательно ее посмотрите.

– А как называется?

– «Сыновья трех рек». У Охлопкова.

– Встретимся на премьере?

– Отлично. Вам два билета?

– Если можно.

– Конечно, можно. Я вас теперь боюсь, как огня.

– Ну что вы. Хотите я вам прочту наизусть «Герои едут в колхоз»? Я эти стихи люблю.

– Ну да. Прочтете, а потом пародию напишете. Нет, я уж теперь подальше от вас. – И он с преувеличенным ужасом стал пятиться от меня. Потом все же улыбнулся и помахал мне рукой.

Кто мог подумать, что мы говорили о его последней пьесе? Он так и но увидел ее. И я – тоже. А пародию я так и не включал в свои книги.

МОСКВА В МОСКВЕ

(Дружеская пародия в стихах, песнях и припевах)

<ls>Настя</ls>:

– Не говори ничего мне, Петя,

только ответь: ты москвич?

<ls>Петя</ls>:

– Москвич (напевает).

На Таганке я родился,

На Полянке долго жил.

На Стромынке я учился,

На Ордынке полюбил.

(В. Гусев, «Москвичка».)

Я ведь русский, я московский,

Я упорный человек.

(<ls>Там же</ls>)

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Виктор Гусев – автор.

Москвичка – девушка.

Москвич – парень.

Олег Перестройкин – инженер, иногда профессор.

Рубаха-парень. Веселый друг.

Старый актер с гитарой.

Очередь в парикмахерской.

Москвичи и москвички.

Время действия – Весна в Москве.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Парикмахерская на Арбате. В кресле Москвич, у кресла Москвичка. Очередь.

Москвичка. Вас побрить или постричь? (Влюбляется.)

Москвич (глядя на нее). Ух! Не девушка, а птичка! (Влюбляется.)

Москвичка. Как тебя зовут?

Москвич. Москвич. А тебя зовут?

Москвичка. Москвичка. (Нежно смотрят друг на друга.)

Пауза.

Автор (выпихивая на сцену старого актера). Пой песню, пой!

Актер (поет).

Я актер удивительно старый,

И что петь – мне уже все равно-о-о,

И с такою же ста-а-арой гита-арой

Я пою все одно и одно-о-о-о…

(Деловито автору.) Где вино?

Цитировать

Раскин, А. Записки пародиста / А. Раскин // Вопросы литературы. - 1970 - №10. - C. 231-237
Копировать