Послевоенная бирманская литература
Под таким названием в издающемся министерством информации Бирмы журнале «Форуорд» 1 летом прошлого года была опубликована серия статей видного литературного критика Те Тое. Ценность этого исследования обусловливается прежде всего тем, что если процесс становления и развития национальной литературы до второй мировой войны уже получил определенное освещение в литературоведческих работах, то очерк Те Тое, по сути дела, является первой попыткой проанализировать ее судьбы после завоевания Бирмой независимости.
Те Тое подчеркивает, что современная бирманская литература значительно отличается от литературы, которая существовала в стране ко времени японской оккупации в 1942 году. «Фактически, – пишет он, – сейчас мы имеем дело с новой литературой, создаваемой новым поколением писателей». Кульминационным моментом развития в предвоенные годы явилось движение «Кисан» («Новая эра»), которое возникло в стенах Рангунского университета в конце 20-х годов. Позднее к нему примкнули многие представители прогрессивной творческой интеллигенции. Их главная заслуга состоит в том, что они заложили языковой фундамент для национальной прозы и поэзии. При этом им пришлось выдержать тяжелую борьбу на два фронта: с одной стороны, «за освобождение бирманского языка от господства английского», с другой – «за революционную перестройку языка и удаление из него всего мертвого, отжившего». Нельзя забывать и о просветительской деятельности «Кисан», сыгравшей важную роль в деле духовного пробуждения народных масс и приобщения их к культуре. Однако в новой обстановке, после завоевания Бирмой независимости в 1948 году, этого уже оказалось недостаточно. Теперь, пишет Те Тое, писатель должен отдавать весь свой талант строительству социализма.
Выполнить эту задачу призвано молодое поколение писателей, которое в большинстве своем выросло в годы второй мировой войны и вступило на литературное поприще в обстановке полной политической свободы. Однако автор исследования вовсе не склонен возводить между ними и писателями предвоенных лет китайскую стену. Напротив, как подчеркивает Те Тое, «первые не только учились художественному мастерству у представителей «Кисая», но к брали с них пример бескорыстного служения обществу».
Начало процессу кристаллизации новой бирманской литературы, по мнению Те Тое, положило творческое объединение молодых писателей «Сапай Тхит» («Новое творчество»), во главе которого встал талантливый поэт и прозаик Дагон Тайя. Первоначально он получил известность главным образом как поэт-новатор, его стихи и поэмы привлекали читателей необычностью своей ритмики, новизной и выразительностью метафор, широким введением в поэтическую речь ранее не употреблявшихся в ней слов и выражений. Молодой поэт искал новые художественные средства и литературные приемы, которые бы позволили наиболее полно и ярко раскрыть новые темы, выдвигавшиеся на первый план самой жизнью. Эти темы и создали тот фундамент, на котором возникло движение «Сапай Тхит».
В свое время представители «Кисан» считали, что поэзия имеет собственные, чисто художественные задачи, а свои стихи они нередко наполняли красивыми абстракциями. На борьбу с подобными взглядами, успевшими в течение 40-х годов пустить корни в бирманской литературе, выступила писательская молодежь, входившая в объединение «Сапай Тхит». Ценность любого литературного произведения, утверждали они, определяется прежде всего тем, что´ оно дает обществу. Бирме, как, впрочем, и другим молодым государствам, недавно освободившимся от цепей колониализма, нужна такая литература, которая мобилизует народ, пробуждает его творческую энергию, вселяет веру в будущее.
- »Forward» (Rangoon), 1963, vol. I, N 23, 24, vol. II, N 1. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.