№6, 1964/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Мы были марксисты, будем марксисты и хотим быть хорошими марксистами…» (Об одном выступлении В. Маяковского)

В работах последних лет, рассматривающих эстетические взгляды Маяковского, все большее внимание уделяется исследованию вопроса об отношении поэта революции к так называемой «формальной школе» в литературоведении, к формалистическим теориям различных литературных группировок 20-х годов. Установлено, что Маяковский отвергал методологические установки представителей группы ОПОЯЗ, но в борьбе с идеалистическими представлениями о художественном творчестве считал возможным использовать некоторые частные достижения сторонников «формального метода» 1.

Однако не все факты, характеризующие позицию В. Маяковского по этому вопросу, изучены с достаточной обстоятельностью и полнотой. Очень мало известно, в частности, о выступлении поэта на диспуте в Колонном зале Дома Союзов 13 марта 1925 года. А между тем это выступление позволяет определить, какие требования предъявлял Маяковский к советскому литературоведению и литературной критике, иллюстрирует один из эпизодов его борьбы за социалистическую эстетику. Краткое изложение содержания данного выступления в записи режиссера М. Коренева, присутствовавшего на диспуте, впервые было опубликовано в 65-м томе «Литературного наследства», посвященном жизни и творчеству В. Маяковского2. Затем оно было перепечатано в двенадцатом томе полного собрания сочинений В. Маяковского3. Весьма лаконичные комментарии к изложению содержания этого выступления даны А. Февральским в статье «Из выступлений Маяковского 1918 – 1925 гг.» и в примечаниях к двенадцатому тому4. Лишь попутно останавливается на указанном выступлении Ю. Сурма.

А. Февральский писал, что ни стенограммы, ни подробного изложения выступления Маяковского в печати не имеется.

Теперь можно утверждать, что заявление это было ошибочным.

В Центральном Государственном Архиве Октябрьской революции и социалистического строительства УССР, в фонде «Державне видавництво Украïни» (ДВУ), хранится рукопись, озаглавленная: «Диспут «Искусство в революции» (ЦГАОР УССР, ф. 177, оп. 3, ед. хр. 7176). На первой странице ее указано, что диспут состоялся в Колонном зале Дома Союзов 13 марта 1925 года, был начат в 8 часов вечера. Знакомясь с рукописью, мы обнаружили неизвестную до сих пор запись выступления В. Маяковского. Каким образом материалы диспута, состоявшегося в Москве, попали в Харьков, в Государственное издательство Украины?

Следует учесть, что издательство было тесно связано с московскими литераторами, с писательскими организациями Москвы. В Харькове издавались произведения Б. Лавренева, Ю. Либединского, Л. Сейфуллиной, О. Форш, Л. Никулина и других мастеров советской литературы. Трудно сказать, прислана ли была рукопись в ДВУ для опубликования или кто-то раздобыл ее и привез в издательство как любопытный документ. Многие «дела», относящиеся к бумагам издательства за 1925 год, пропали. Обнаружить сопроводительный документ к рукописи не удалось. Сама рукопись воспринималась в издательстве как официальный документ: на первой странице, в левом верхнем углу, красными чернилами написано: «3 1/2 л.», а в правом верхнем углу другими, более тусклыми красными чернилами, но тем же почерком обозначено «N 350/3/VI – 1925». Следовала подпись (неразборчивая), по-видимому, работника издательства. Таким образом, рукопись была получена в Государственном издательстве Украины менее чем через три месяца после проведения диспута, а определение листажа, подсчет количества печатных знаков были произведены позже (вероятнее всего, во второй половине 1925 года). Не исключено, что рукопись предполагали издать. Почему же в таком случае она не «вышла из печати? Один из вероятных ответов на этот вопрос дает нам следующий документ: «Протокол N 27 заседания правления Государственного издательства Украины от 17 декабря 1925 года….2. Принимая во внимание, что, в связи с украинизацией, много рукописей на русском языке не будут изданы, командировать тов. Кальницкого в г. Москву на две недели для переговоров с различными издательствами по вопросу передачи им рукописей на русском языке…» ЦГАОР УССР, ф. 177, оп. 1, ед. хр. 2, л. 546. (Переведено нами. – Б. Ц.)5

Является ли рукопись «Диспут «Искусство в революции» точной стенограммой? У нас нет пока данных, которые позволили бы с достаточной обоснованностью положительно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, перед нами – подробная запись (84 страницы машинописного текста), передающая не только основной смысл сказанного, но и живые обороты устной речи, и реакцию слушателей («смех», «аплодисменты» и т. д.). По-видимому, рукопись готовили к печати. Судя по почерку, цвету чернил и т. п., несколько человек редактировали запись всех выступлений. Текст выступления Маяковского вычитывали по крайней мере три человека: правка производилась карандашом, красными и фиолетовыми чернилами. Почерки этих лиц резко различаются, не имеют ничего общего с почерком самого Маяковского. Таким образом, правка не была авторской.

Сопоставим изложение выступления В. Маяковского на диспуте 13 мая 1925 года в записи М. Коренева с новонайденным текстом.

Обнаруженный нами документ более полно воссоздает сказанное поэтом на диспуте (в 2,4 раза: 0,12 п. л. против 0,05). Несомненно, речь идет об одном и том же выступлении; некоторые формулировки совпадают дословно или почти дословно.

Запись режиссера М. Коренева

(В. Маяковский, т. XII)

«Формальный метод и социологический метод – одно и то же, больше никакого формального метода нет. Нельзя противопоставлять метод социологический формальному методу, потому что это не два метода, а один: формальный метод продолжает социологический. Там, где кончается вопрос «почему?» и возникает «как?», кончается дело социологического метода и на его место во всеоружии вступает формальный метод» (стр.

  1. См., например, А. Метченко, Творчество Маяковского 1925 – 1930 гг., «Советский писатель», М. 1961, стр. 246 – 250; Ю. Сурма, Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Лениздат, Л. 1963.[]
  2. »Из выступлений Маяковского 1918 – 1925 гг.». Публикация А. Февральского, «Литературное наследство», т. 65, «Новое о Маяковском», Изд. АН СССР, М. 1958, стр. 599 – 600. []
  3. Владимир Маяковский, Полн. собр. соч. в 13-ти томах, т. 12, Гослитиздат, М. 1959, стр. 473 – 474 (в дальнейшем указываем том и страницу). Новых сведений об указанном выступлении Маяковского нет и в четвертом, дополненном издании, книги В. Катаняна «Маяковский. Литературная хроника», Гослитиздат, М. 1961, стр. 227 и 466.[]
  4. «Литературное наследство», т. 65, стр. 598 – 599; В. Маяковский, т. 12, стр. 694.[]
  5. []

Цитировать

Цимеринов, Б. «Мы были марксисты, будем марксисты и хотим быть хорошими марксистами…» (Об одном выступлении В. Маяковского) / Б. Цимеринов // Вопросы литературы. - 1964 - №6. - C. 154-162
Копировать