№6, 1962/Коротко о книгах

Портрет поэта

В. Тельпугов, Николай Ушаков, «Советский писатели», М., 1961, 131 стр.

Вышедшая недавно книжка В. Тельпугова посвящена Н. Ушакову. Это первое развернутое исследование творчества большого мастера поэтического слова.

Многие критики, говоря об Н. Ушакове, видели главную заслугу его в том, что он одним из первых ввел в советскую поэзию индустриальную тему, воспел мир машин. Но вся ли правда в подобном утверждении? Автор очерка вскрывает односторонность таких оценок, убедительно аргументируя свои рассуждения разбором известных стихотворений Н. Ушакова «Кладбище паровозов» и «Горячий цех», написанных в начале 20-х годов. «Ушаков – поэт сложный и многоплановый, и нас никогда не должен «обманывать» индустриальный колорит его стихов, не должны вводить в заблуждение их «машинные» образы… В каждой из строк — и это прежде всего! – бьется сердце человека, встает его многогранный образ». Не только индустриальные образы и представления, нахлынувшие вместе с трудовым энтузиазмом первых пятилеток, но и многое другое, считавшееся уделом прозы, Н. Ушаков стремился поднять на уровень высокой поэзии (идя здесь рядом с Маяковским). Поистине, как в известном шутливом стихотворении поэта, Афродита была похищена из Музея изящных искусств и перенесена на широкое пространство жизни, где «вздыхают» паровозы и делаются доклады о соревновании.

Основное свойство таланта поэта определено исследователем как умение «в малом видеть большое… обобщать и глубоко осмысливать явления жизни по деталям и черточкам, на первый взгляд, может быть, даже еле приметным и незначительным». Как будто слишком общо, приложимо и к другим?

Цитировать

Клитко, А. Портрет поэта / А. Клитко // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 230-231
Копировать