№6, 1962/Зарубежная литература и искусство

Марк Твен и американские текстологи

Полных научных изданий классиков в США пока не существует. Только в нынешнем году Нью-йоркский университет приступил к выпуску давно задуманного Собрания сочинений Уолта Уитмена. Изучение рукописей Твена, Купера, Мелвилла, Торо и других крупнейших писателей XIX века происходит лишь эпизодически, от случая к случаю. Общим препятствием здесь служат, по-видимому, монопольные запретительные права наследников великих писателей на публикацию их произведений и разбросанность рукописей по частным коллекциям. Когда же наконец кто-нибудь из американских «цеховых» литературоведов предпринимает исследование рукописей классиков, читателю приходится слишком часто довольствоваться одними лишь фактическими наблюдениями исследователя; предлагаемые выводы и обобщения! скудны, порою неверны.

В майской книге Журнала «Американ литерачюр» за 1961 год напечатана статья Гауэрда Бэтцгольда «История «Янки из Коннектикута». Новый взгляд» 1. Автор изучил рукопись известной повести Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», хранящуюся в Нью-йоркской публичной библиотеке, и знакомит читателя со своими наблюдениями и открытиями.

Было известно, что от рождения замысла этой повести в 1884 году до ее завершения прошло пять лет. Повесть писалась с большими перерывами, что, в общем, характерно для писательской манеры Твена. Считалось, что Твен, написав три главы к концу 1885 года, отложил рукопись до лета 1888 года. Бэтцгольд вносит уточнения. Всю главную работу над «Янки» Твен проделал летом 1887 года, когда создал основной корпус книги, включая некоторые важнейшие главы, заметно отличающиеся по своей идейной тональности от первых глав, написанных в 1885 году. Тогда же, летом 1887 года, как сообщает автор статьи, Твен вернулся к уже законченной тринадцатой главе повести, чтобы дополнить и углубить известное рассуждение своего героя о прогрессивном значении французской буржуазной революции XVIII века для освободительной борьбы человечества. Вслед за-этим Твен сделал попытку инкорпорировать в двадцать первую главу повести написанный в том же 1887 году антибуржуазный рассказ-памфлет «Письмо ангела-хранителя».

Все эти новые факты весьма интересны для идейно-творческой истории «Янки из Коннектикута». В некоторых отношениях она представляет параллель творческой истории «Приключений Геккльбери Финка», И в той ив другой повести первоначальный замысел, хотя и сохраненный во внешних чертах, взрывается изнутри тем Новым, что пришло в идейную жизнь Твена в годы работы над книгой.

Как известно, первоначальный план историко-фантастической повести Твена был связан главным образом с его намерением противопоставить европейскому феодализму буржуазную демократию американского типа, причем буржуазная демократия рассматривалась писателем как безусловно прогрессивная фаза в общественном развитии человечества, чуть ли не конечный идеал. Однако изменения во взглядах Твена на историю и современность в середине 1880-х годов (в связи c его пробудившимся интересом к американскому рабочему движению) привели его к новой исторической и политической концепции. Он делит человеческую историю на эру господства эксплуататоров и грядущую эру торжества социальной справедливости, которую связывает с переходом экономической мощи общества и государственной власти в руки трудящихся. С этой позиции Твен пересмотрел многие первоначальные ламетки «Янки из Коннектикута», в частности внес те изменения, о которых сообщает американский текстолог. Наиболее полное выражение новые взгляды Твена получили В его статье «Рыцари труда – новая династия», написанной им в 1886 году. Эта статья По цензурным причинам не увидела света и пролежала под спудом семьдесят лет.

  1. Howard Вatzhоld, The Course of Composition of a Connecticut Yankee. A Renterpretation, «American Literature», May 1961.[]

Цитировать

Старцев, А. Марк Твен и американские текстологи / А. Старцев // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 136-138
Копировать