№6, 1962/Зарубежная литература и искусство

Романисты Нигерии

Еще недавно многие буржуазные ученые отрицали существование африканской литературы как таковой, не говоря уже о литературах отдельных народов. Сейчас такие заявления делаются значительно реже. Самостоятельные литературы складываются и развиваются в различных странах Африки: это очевидный факт. Процессу становления одной из них, а именно литературы Нигерии, и посвящена статья Робина Хортона «Современный нигерийский роман», опубликованная в журнале «Найджирия мэгэзин» 1.

Особенности развивающейся литературы Нигерии, отмечает Хортон, во многом объясняются историческими судьбами ее тридцатишестимиллионного населения. Этнически оно делится на три группы: хауса и фульбе (север Нигерии), йоруба (юго-запад), ибо (юго-восток). До захвата страны англичанами ни одна из групп не имела своей письменности; в период господства колонизаторов подавляющее большинство населения по-прежнему оставалось неграмотным. Ужасающая нищета и разобщенность племен и народностей, искусственно поддерживавшаяся империалистами, привели к упадку устного народного творчества. Одновременно шел процесс европеизации немногочисленной негритянской интеллигенции, состоявшей главным образом из представителей феодальной знати. Начало современной нигерийской литературе положили переводы с английского и других западных языков на языки хауса, йоруба и ибо. Собственные произведения нигерийских авторов также были проникнуты вначале европейским духом и носили подражательный характер. Это был период полной культурной ассимиляции национальной интеллигенции, стремившейся показать, что она усвоила культуру страны-колонизатора.

После второй мировой войны наступает новый этап в развитии нигерийской литературы. Зарождается национально-освободительная борьба среди широких масс населения, и это вызывает сдвиги в сознании национальной интеллигенции. На смену преклонению перед Западом приходит сомнение в его непогрешимости. Писатели обращаются к национальной теме. Но их произведения не отражают подлинной жизни народа, связи с которым писатели в значительной мере утратили. И стремление к восстановлению и защите национальной самобытности без знания действительной жизни масс приводит к увлечению внешними эффектами. Подобное увлечение «экзотикой» африканской жизни было характерно и для молодых авторов, вышедших из народа, но неспособных еще взглянуть на вещи в общенациональном масштабе.

Во второй половине 50-х годов нигерийская литература переживает решительный поворот. Теперь она уже не воспевает вековой сон народа, а стремится разбудить его сознание. Наступает время боевого революционного искусства. Широкое развитие получает публицистика, которая раньше как жанр вообще не существовала в нигерийской литературе. Публицист в Нигерии – не только литератор, но вместе с тем общественный и политический деятель:

  1. »Nigeria magazine», Lagos, September 1961, N 70. []

Цитировать

Митин, С. Романисты Нигерии / С. Митин // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 139-142
Копировать