№4, 1959/Обзоры и рецензии

Полное собрание сочинений Веерта

Georg Weerth, Samtliche Werke in funf Banden. Herausgegeben von Bruno Kaiser, Berlin, Aufbau-Verlag, 1956 – 1957.

В Германской Демократической Республике издано собрание сочинений Георга Веерта. Трудно, пожалуй, найти в истории мировой литературы другой пример, когда первое собрание сочинений писателя увидело бы свет сто лет спустя после смерти автора. Когда в 1856 году в Гаване на тридцать пятом году оборвалась жизнь замечательного поэта, только немногие, и среди них К. Маркс и Ф. Энгельс, смогли полностью оценить утрату, которую понесла немецкая литература. Лишь благодаря стараниям Ф. Энгельса и Ф. Фрейлиграта удалось сохранить рукописное наследие Веерта.

С тех пор на протяжении ста лет буржуазные историки литературы хранили заговор молчания вокруг имени «первого и самого значительного поэта немецкого пролетариата». И если вопреки всему художественное наследие Веерта было поднято из забвения, то в этом немалая заслуга советской науки о литературе. «После Октябрьской революции, – отмечает немецкий литературовед М. Ланге, – молодая советская германистика достигла больших успехов в изучении творчества Веерта» 1. Советский читатель вот уже двадцать лет, с тех пор как в 1938 году появилось первое русское издание, знаком с лучшими произведениями писателя-революционера. За это время имя Веерта прочно вошло в обиход советской культурной жизни.

Один из первых исследователей творчества замечательного художника пролетариата, советский ученый Ф. П. Шиллер почти тридцать лет назад писал: «Когда немецкий рабочий класс выдвинет своих крупных критиков и литературоведов, – которые не будут, в угоду классовым интересам буржуазии, замалчивать и игнорировать певцов и писателей, первых вставших в его ряды, – то Веерт займет далеко не последнее место в истории немецкой литературы».

После разгрома фашизма автор «Шнапганского» и «Ланкаширских песен» становится популярным и на своей родине. За последнее десятилетие издательства и литературоведы ГДР проделали большую работу по освоению литературного наследия писателя. Чтобы дать представление о сложностях, возникавших перед издателем собрания сочинений, проф. Бруно Кайзером, напомним, что при жизни Веерта отдельной книгой был напечатан только роман «Жизнь и подвиги знаменитого рыцаря Шнапганского». Многочисленные стихотворения, очерки и фельетоны писателя были разбросаны в немецкой периодической печати 40-х годов XIX века. Большая часть литературного наследия Веерта оставалась неизданной. Сохранившиеся рукописи писателя сосредоточены в нескольких местах.

Пять томов Георга Веерта, выпущенные издательством «Ауфбау», потребовали многих лет кропотливых разысканий и напряженного издательского труда. Значение проделанной Бруно Кайзером работы трудно переоценить. Достоянием широких кругов немецких читателей стали впервые полностью собранные и научно прокомментированные произведения писателя, чье творчество составляет одну из важных страниц демократической культуры Германии.

В первом томе собраны поэтические произведения Веерта. Здесь читатель найдет целый ряд стихотворений, печатающихся впервые. В 1846 году Веерт задумал издать книгу стихов. Отобрав и подготовив к печати около ста стихотворений, поэт решил «подождать еще несколько лет с опубликованием, чтобы посмотреть, как он будет судить об этом впоследствии» (из письма к брату). Рукопись, пролежавшая сто десять лет, теперь полностью опубликована. Она содержит наряду с известными стихотворениями, печатавшимися в предреволюционной немецкой прессе, раннюю поэзию Веерта, ценную для понимания его творческих исканий начала 40-х годов. Лирические циклы «Любовь», «Вино», «Кельну» пронизаны радостным ощущением бытия, славят красоту и наслаждения жизни. Большой интерес с точки зрения эволюции поэта к реализму представляет более поздний цикл «Из дорожных песен скитальца» (примерно 1843 – 1844 годов), куда входят и такие знакомые советскому читателю стихотворения, как «Индустрия», «Суд», «Работай», «Песня голода» и др.

Для понимания эстетических взглядов Веерта этих лет интересны впервые опубликованные строфы стихотворения «Нагота», наполненные философскими раздумиями автора о любви и искусстве. Полемизируя с канонами реакционных романтиков, воспевавших потустороннюю мистическую любовь и набрасывавших пышный покров на все земное, Веерт провозглашает своим поэтическим идеалом утверждение всей полноты реальных человеческих чувств:

И то, что было в звездной тайне ночи

Твоею жизнью, счастьем, божеством,

В искусстве светлом воплоти воочью

Нагим, свободным, ясным языком.

(Перевод Б.

  1. M. Lange, Georg Weerth. Der erste und bedeutendste Dichter des deutschen Proletariats, Berlin, 1957, S. 4.[]

Цитировать

Подольский, А. Полное собрание сочинений Веерта / А. Подольский // Вопросы литературы. - 1959 - №4. - C. 239-244
Копировать