Показывать труд как деяние, как творчество
В наши дни, отмеченные стремительными шагами научно-технического прогресса, созидательной поступью девятой пятилетки, мощью творческого труда миллионов, особо важное значение приобретает художественная публицистика как боевой, оперативный и действенный жанр литературы, который особенно близок нашей действительности, особенно прочно с нею связан.
Художественная публицистика, посвященная жизни всего нашего общества, призвана, опираясь на опыт прошлого, заглядывать в будущее, бороться со всем тем, что мешает нашему развитию, способствовать коммунистическому воспитанию народа.
Мне кажется, что мастерство публициста органически связано с проблемой формирования личности самого публициста, знанием жизни, определенной специализацией, опытом в той или иной области человеческой деятельности.
Не случайно у нас появились термины: «публицист-деревенщик», «промышленник», «мастер научно-художественной публицистики», «международник» и т. д. Ныне такая специализация отвечает потребностям самого времени, это закономерное явление, вызванное, с одной стороны, необходимостью глубинного изучения любого жизненного материала, а с другой – растущим объемом знаний, необходимых публицисту, очеркисту, объемом информации в современном мире.
Что касается меня, то я уже двадцать семь лет занимаюсь промышленностью, рабочей темой, главным образом в жанре очерка, публицистики. Мне приходилось писать о героях нашей индустрии разных послевоенных десятилетий нашей истории. И если я вспомнил об этом, то только затем, чтоб подчеркнуть, как важна в нашем деле сама биография публициста и географические маршруты его жизненной биографии, круг его знаний, опыта и особенно творческих пристрастий.
Мне очень помогало в моей работе то, что в течение десятилетий я бывал связан и связан ныне с некоторыми полюбившимися мне заводами, например Челябинским трубопрокатным, знаменитым заводом «Красное Сормово», в Москве – с опытным заводом литейных машин, в Рязани – с Рязанским Центролитом и другими предприятиями. Эту дружбу с заводами хорошо начинать с молодых лет. И молодым писателям особенно полезно вот так привязаться, прикипеть сердцем к какому-нибудь предприятию, руднику, промыслу.
Очерк, художественная публицистика на рабочую тему – это та область нашей литературы, которой менее всего коснулось перо исследователей, критиков. Правильно говорили здесь об этом Б. Агапов и Е. Рябчиков, имея в виду художественную публицистику вообще.
Я знаю всего три исследовательских книги о советском послевоенном очерке: Е. Журбиной, В. Рослякова и В. Канторовича. И это об огромном потоке книг и журнальных публикаций за более чем четверть века!
Говорю об этом с тревогой, кроме всего прочего, еще и потому, что именно в суждениях о книгах, связанных с жизнью рабочего класса, много спорного, а чаще просто поверхностного, шаблонного. Прежде всего хочется отделить суждение о глубоком, наполненном пафосом художнического исследования жизни очерке от ходячих представлений о так называемом производственном очерке, ставшем – порою справедливо, а порою и несправедливо – понятием нарицательным.
Часто под это понятие подгоняют все: и газетную подмалевку под очерк, и попытку создать художественный портрет рабочего человека, путевые заметки о промышленных районах, статьи деловых людей и т. д.
Часто этим термином несправедливо метят удачное или же не слишком удачное стремление показать труд как деяние, как творчество. А что же в этом дурного? Не слишком ли порою мы оказываемся равнодушны и нелюбопытны к труду, к его созидательному, воспитательному значению, к попыткам живо и ярко рассказать о труде, который органически связан с волею и мужеством рабочего человека, с чертами его неповторимого характера?
Существует ли плохой производственный очерк? Безусловно. Ибо в любом жанре есть хорошие, есть и плохие образцы, В плохих очерках о рабочей жизни машины, технология заслоняют людей, нет социальной глубины, серьезной проблематики, нет характеров, есть лишь схемы людей.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973