№2, 1973/Панорама

Актуальные задачи венгерской критики

Укрепление нашего сотрудничества с литературоведением и критикой братских социалистических стран, углубленное знакомство с новейшими эстетическими концепциями, с методологическими принципами анализа художественных произведений, заявляющими о себе в мировой критической практике последнего времени, – все это является одной из важных задач, стоящих перед советской критикой.

Стремясь способствовать ее решению, «Вопросы литературы» с этого номера вводят новую рубрику – «Панорама» литературоведения и критики за рубежом. В материалах этой рубрики мы будем стремиться информировать читателей о важнейших событиях в жизни литературоведения и критики наших зарубежных друзей, об основных дискуссиях и международных встречах критиков, о новых работах, интересных с методологической точки зрения, о современных концепциях литературоведческого анализа и спорах вокруг них, о материалах зарубежных литературно-критических и эстетических журналов, а также отделов критики наиболее авторитетных литературных периодических изданий разных стран.

В Будапеште напечатано Постановление Рабочей группы по вопросам культурной поли тики при ЦК ВСРП «Некоторые вопросы литературной и художественной критики». Мы даем в изложении этот документ, опубликованный по решению Политбюро ЦК ВСРП.

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ЛИТЕРАТУРНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ

Художественная критика всегда имеет особое значение в процессе восприятия обществом современного искусства, его достижений и недостатков, в воспитании общественного вкуса и пропаганде произведений искусства, в процессе взаимного сближения искусства с общественностью и создании творческой атмосферы художественной жизни. Критике принадлежит важная общественная роль, потому что она анализирует процессы духовной жизни и тем самым своеобразно отражает их, непосредственно воздействуя на происходящую в общественной жизни борьбу различных мировоззренческих направлений.

Критика является органической частью художественной жизни, но свои функции она выполняет посредством не художественного отражения, а научного, концептуального выражения действительности. Марксистское понимание критики подчеркивает ее философский, идеологический, научный характер. Это, естественно, не противоречит тому, что критик должен осознавать своеобразие художественного творчества и обладать способностью к эмоциональному выражению своих мыслей.

Наряду с ознакомлением общественности с художественной жизнью к числу задач критики следует отнести работу по отбору произведений, которая осуществляется творческими организациями (издательствами, киностудиями, театрами, редакциями, радио и телевидением).

В соответствии с принципами и практикой культурной политики ВСРП, эти творческие организации имеют право самостоятельного отбора и публикации художественных произведений, но в то же время в пределах этой самостоятельности они несут немалую ответственность за то, чтобы их деятельность централизованно направлялась в духе нашей социалистической культурной политики, основанной на принципах марксизма-ленинизма. Долг всех творческих организаций в том, чтобы поддерживать, популяризировать искусство высокого художественного уровня и социалистической направленности. Несоциалистическому искусству, которое, однако, обладает гуманистическими достоинствами, творческие организации должны не только давать возможность существовать; они должны способствовать его сближению с идеями и целями социализма. Они призваны бороться с антимарксистскими, антисоциалистическими или антихудожественными явлениями, наносящими ущерб общественному вкусу.

Социалистическая культурная политика рассматривает критику как существенный идеологический фактор духовной жизни и придает ей большое значение.

В 1961 году были опубликованы тезисы рабочей теоретической группы ЦК ВСРП по вопросам культуры «О некоторых недостатках нашей литературной критики». Эти тезисы явились частью той идеологической работы, которая велась в период консолидации сил после подавления контрреволюции и была призвана прояснить принципиальные теоретические вопросы.

В решениях X съезда ВСРП указано, что «главная задача на фронте идеологии и культуры состоит в усилении идейной борьбы за счет еще более тесного сплочения сил, в укреплении гегемонии марксистско-ленинской идеологии, в развитии социалистической культуры. В этой области мы ведем борьбу прежде всего идейными средствами, идейными аргументами, марксистским решением новых вопросов, методом убеждения, эффективным распространением социалистической идеологии и нравственности». В решениях X съезда ВСРП говорится: «В развитии нашей литературной и художественной жизни важная роль принадлежит высокой по своему профессиональному уровню марксистской критике… Она должна еще лучше выполнять свои задачи и способствовать развитию литературы».

Цель настоящего Постановления Рабочей группы по вопросам культурной политики при ЦК ВСРП состоит в том, чтобы путем анализа состояния критики и предъявляемых к ней требований способствовать выполнению решений съезда партии. Повышение эффективности марксистской критики, обсуждение ее принципиальных и практических вопросов прямо или косвенно содействует осуществлению политики партии в области культуры. Укрепление идейно четкой, профессионально квалифицированной, занимающей ясную позицию марксистской критики – настоятельная потребность нашей литературы, искусства, всего социалистического общества.

1

Оживление художественной критики в начале 60-х годов явилось одним из результатов подъема, который – на основе успешной консолидации сил в стране, и в частности в области художественной жизни, – отмечался в венгерской поэзии, прозе, в театре, кино, музыке. Марксистская художественная критика, шагая в ногу с развитием литературы и искусства, достоверно отражающими жизнь общества, поддерживала социалистические тенденции, выработала четкую систему критериев, давала анализ течений и внутренних взаимосвязей современного искусства и эстетическое обобщение его направлений. Все это повысило авторитет критики в кругах деятелей искусства и среди широкой публики.

На базе социалистического строительства расширилась сфера деятельности критики: обмен мнениями между критиками и теоретиками, придерживающимися противоположных взглядов, открытое, принципиальное сопоставление разных взглядов и концепций приблизило к марксизму тех, кто отмежевывался от него. Стали более частыми принципиальные дискуссии, хотя они и не были свободны от односторонности и противоречий. Они затрагивали вопросы трактовки реализма и социалистического реализма, проблемы марксистской историографии, национального и интернационального в культуре, отношения к авангарду и многое другое.

Обогатился арсенал методов критики как специальной науки. Появилось немало принципиальных серьезных статей и книг, написанных авторами как старшего, так и среднего поколения, и начало складываться новое, молодое поколение марксистских критиков.

Значительную роль в этом позитивном процессе сыграло то, что в последнее десятилетие достоянием нашей духовной жизни стали классическая, и современная теоретическая, эстетическая и художественно-критическая литература Советского Союза и социалистических стран, труды венгерских авторов, которых можно отнести к классикам венгерской социалистической теории искусства и критики.

Состояние критики должно расцениваться в плане общественного и художественного развития данной эпохи. Это не исключает анализа критики как самостоятельного духовного явления. Перемены в жизни страны, отмеченные во второй половине 60-х годов, новые черты общественно-экономической жизни выдвинули, новые задачи и перед искусством. Позитивное развитие, новые устремления, поиски дальнейших путей, свойственные обществу в целом, вызвали к жизни новые – и по существу и по форме – конфликты. Но поскольку искусство еще не могло с должной Определенностью выразить сущность динамических изменений в общественном бытии, в отдельных областях искусства и в критике появились признаки застоя, неуверенность.

Рост социалистического демократизма сопровождается оживлением дискуссий, для которых характерно стремление к установлению истины, желание помочь социалистическому развитию, и, с другой стороны, демократизация влечет за собой и более открытое проявление немарксистских, буржуазных и мелкобуржуазных взглядов, сторонники которых также используют в своих целях создавшиеся новые возможности. В разработанных еще в начале 60-х годов директивах по идеологии было указано, что с несоциалистическими по мировоззрению, но представляющими определенную художественную ценность произведениями и взглядами нужно бороться не ограничением демократии (например, ограничением возможностей публикации), а укреплением единства и повышением активности марксистской критики. Запрет публикации враждебных по своей настроенности, вредных по замыслу, антинаучных, антимарксистских произведений не означает ограничения социалистического демократизма.

В настоящее время ядро марксистских критиков, ученых-коммунистов, руководителей издательств и творческих союзов в принципе едино, но их деятельность зачастую недостаточно согласована, они избегают открытой дискуссии и стремятся не брать на себя решение текущих, каждодневных задач критики. В последнее время для критической практики стало характерным, что те, кто поддерживает основную линию на повышение социальной ответственности и художественной реалистичности искусства, зачастую выступают не так активно и решительно, как критики, придерживающиеся буржуазных, несоциалистических художественных взглядов.

Наряду с последовательной и решительной защитой подлинных художественных ценностей, важная задача критики состоит в распознании буржуазного идеологического воздействия, использующего, между прочим, и художественную сферу, и в анализе применяемых империализмом различных средств идейного разложения. Совместная борьба против империализма – это общая задача политики социалистических стран в сфере культуры. В Постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» сформулированы задачи критики в этом направлении: «Критика все еще недостаточно активна И последовательна в утверждении революционных, гуманистических идеалов искусства социалистического реализма, в разоблачении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских течений, в борьбе с различного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство, ревизионистскими эстетическими концепциями».

Призвание критики в нашу эпоху состоит в том, чтобы с марксистских позиций, оказывая воздействие как на общественность, так и на творческую деятельность, анализировать соответствие или несоответствие между социалистическими принципами, социальной действительностью и произведениями. Для этого нужно иметь ясное представление о тех требованиях, которые в настоящее время предъявляет искусству социалистическое общество. Для того чтобы составить такое представление и последовательно руководствоваться им, критики-марксисты нуждаются в поддержке со стороны социалистического общественного мнения, и в том числе – мнения партийной общественности.

В последние годы успехи марксистской критики довольно значительны. Можно сослаться, например, на марксистский анализ творчества Петефи, Ади, А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973

Цитировать

От редакции Актуальные задачи венгерской критики / От редакции // Вопросы литературы. - 1973 - №2. - C. 184-198
Копировать