№3, 2009/Книжный разворот

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий

 

В последнее время достаточно активно издаются разнообразные словари-справочники по литературоведению — как общего, так и частного плана[1]. Подтверждает эту тенденцию и выход рецензируемого словаря. В своем подходе к большинству явлений теоретической и исторической поэтики книга воплощает установки, предложенные Н. Тамарченко и его коллегами в вышедшем в 2004 году учебном пособии.

По своей структуре и исполнению словарь несколько отличается от предшествующих. Авторы осознанно пошли на «нестандартные ограничения» (с. 5), включив «чуть более 300 статей о терминах, употребительных в современной науке», заметно уменьшив объем традиционного тезауруса[2]. Подобный «лаконизм» Н. Тамарченко объясняет практическими задачами изучения художественных текстов, что и позволило «перенести акцент с количества терминов (полноты их учета) на их актуальность и эвристическую ценность» (с. 5).

Эти ограничения получают, казалось бы, подробное объяснение в предисловии, но, к сожалению, отсутствие здесь же целостного представления о сущности и границах содержания самой «поэтики» приводит к неизбежному возникновению ряда вопросов. Прежде всего, насколько обоснованно введение таких понятий, как дискурс, канон, контекст, коммуникативная стратегия, поэтика модальности и др. в круг терминов именно поэтики? Чем объясняется отсутствие толкования термина теоретическая поэтика при наличии статьи, посвященной поэтике исторической3? Видимо, статью Н. Тамарченко «Поэтика» необходимо было бы предложить читателю в качестве предисловия к изданию, что сняло бы возникающие вопросы.

Существенным отличием рецензируемого издания является безусловное расширение проблемно-терминологического поля самой поэтики: немалое число понятий впервые отнесено именно к «учению о генезисе, сущности, видах и формах словесного творчества» (с. 182) (автобиографический миф, вариация, внутренняя мера жанра, гротескный субъект, книга прозы, книга стихов, металирика, трикстер, объектная организация текста, циклический сюжет и др.). Всего около сорока терминов.

Основным критерием при отборе терминов и понятий явилась их репрезентативность, при этом существенную роль, по утверждению составителя, играла степень эффективности термина как «инструмента анализа конкретного художественного текста и произведения» (с. 5). В этом случае определенные сомнения вызывает отнесение к актуальным терминам ряда понятий (дискурс компетенции, субъективный синкретизм, объектная организация текста и др.), предложенных сравнительно недавно отдельными исследователями в рамках их научных проектов. По всей видимости, необходимо и прояснение значения «актуальный термин», поскольку в словаре представлены терминологические обозначения некоторых явлений, которые «только еще разрабатываются и пока не стали общеупотребительными» (с. 5) (эйдетическая поэтика, поэтика художественной модальности, модусы художественности).

Расширение терминологического поля происходит и за счет введения «параллельных» терминов, возникающих в русле разных научных традиций. Исходя из того, что в трактовках относительно «тождественных терминов» имеются заметные различия, не всегда кажутся оправданными предложенные в словаре отсылки (Маска — см.:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2009

Цитировать

Гудкова, С. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / С. Гудкова // Вопросы литературы. - 2009 - №3. - C. 478-481
Копировать