№2, 2024/Книжный разворот

Париж около 900-х. «Роза + Крест» Жозефена Пеладана / Cост. и отв. ред. И. Светлов, К. Лукичёва, М. Ариас-Вихиль. СПб.: Алетейя, 2023. 480 с.

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-2-174-177

Коллективный труд группы «Европейский символизм и модерн» включает в себя три десятка статей, обращенных к альтернативным исканиям во французском искусстве 1890-х годов, не выросшим в самостоятельное направление, но предложившим интересные художественные концепции. Во вступительном слове «Достоинство альтернативы» Игорь Светлов, руководитель межинститутской научной группы, подчеркивает: «Суть издания <…> не в новом подтверждении этих действительно выдающихся открытий и не в том, чтобы, бесконечно перебирая известные и новые варианты стилистических кодов и мотивов изображения, обнаруживать их связь с далекими и близкими истоками. На этот раз пытаемся обратить внимание на отличные от творческой доминанты явления, а порой и ей противостоящие» (с. 5).

В центре внимания — парижское выставочное объединение «Роза + Крест» и его создатель — Жозефен Пеладан (1858–1918), писатель, философ, оккультист, талантливый организатор. Рассказ о них — в статье «Салоны «Роза + Крест» Жозефена Пеладана: мистическо-символический и эстетический ракурс» ведущего научного сотрудника Института философии РАН Надежды Маньковской. Согласно ей, в 1888 году (по другим источникам — 1885) совместно с маркизом Станисласом де Гуайта Пеладан выступает основателем тайного оккультного общества — каббалистического ордена «Роза + Крест». В 1891 году он увлекается идеей реформирования католической церкви, соединения мистицизма с эстетикой и искусством, порывает с каббалистическим направлением розенкрейцеров, основывает собственный орден христианских розенкрейцеров. В 1892 году большое собрание розенкрейцеров в парижской галерее «Дюран-Рюэль» принимает решение о проведении первого салона «Роза + Крест». Этот и последующие салоны (их было шесть — проводились ежегодно с 1892-го по 1897-й) Пеладан связывает с возрождением средневекового рыцарского Ордена, цель которого — «восстановление культа идеала во всем его блеске и великолепии, вследствие чего реализм должен быть разрушен» (с. 41).

Пеладан организует экспозиции мистического искусства, театральные постановки древних мистерий. Первый салон открылся под звуки прелюдии к «Парсифалю» Вагнера и «Перезвонов «Розы + Креста»» Эрика Сати (ему посвящена интереснейшая статья Марины Ариас-Вихиль). В первый же день выставку посетили 22 тысячи человек (префектура полиции была вынуждена позаботиться об изменении правил движения транспорта). В салонах приняло участие более 230 художников — из Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Англии, Испании, Голландии.

В отношении выставок в манифесте был список требований, и полотна отбирались на специальном комитете Ордена, члены которого титуловались «Великолепные». На первой выставке не дозволялось отражать исторические, патриотические, военные темы. Не принимались изображения животных, натюрморты, пейзажи (за исключением «в стиле Пуссена» — с его мифической атмосферой), портреты вне символистской трактовки. Решительное неприятие вызывали у Пеладана творчество женщин, замшелый академизм, беспардонный натурализм.

Организация салонов, публикация их материалов, публичные лекции о мистицизме, искусстве и эстетике во Франции и за границей не помешали Пеладану написать около девяноста книг. Среди наиболее фундаментальных многотомных «этопей» («от греч.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2024

Цитировать

Егорова, Л.В. Париж около 900-х. «Роза + Крест» Жозефена Пеладана / Cост. и отв. ред. И. Светлов, К. Лукичёва, М. Ариас-Вихиль. СПб.: Алетейя, 2023. 480 с. / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2024 - №2. - C. 174-177
Копировать