Владимир А р и с т о в. Idem-forma: поиск «тождества в несходном» в литературе и других искусствах. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. 390 с.
Idem-forma? Еще одно терминологическое новшество? Их было уже столько в последние десятилетия, что они перестали смущать, интриговать и даже раздражать. Теперь они вызывают лишь усталое нежелание вдумываться, чтобы обнаружить еще одну претенциозную пустышку, обещающую новое, но в реальности предлагающую перевод термина, а главное — мысли, давно существующей, на теоретический волапюк.
Владимир Аристов настойчив в своем желании мотивировать, объяснить и даже — что само по себе большая редкость — инструментально применить новый термин, продемонстрировав, как он работает.
Объяснение начинается с первой страницы. Понятие «Idem-forma» (от лат. idem — тот же самый, тождественный) «стремится выявить индивидуальность (сверхиндивидуальность) субъективности, превышающей как бы в переполнении себя самое. Способной выйти за свои пределы, чтобы соединиться с другим «таким же» началом другой единицы бытия. При этом индивидуальность не теряется, но наполняется новыми смыслами. Здесь не столько отражение, сколько проникновение и обогащение» (с. 5).
Первое, что обращает на себя внимание, — философическая нагруженность предлагаемого понятия. Однако на той же странице мы узнаем, что ни на философическую системность, ни на научную точность автор не претендует: «Наш подход носит смешанный, по существу, эссеистический характер» (с. 5). В понятии таким образом сошлись различные до противоположности профессиональные занятия В. Аристова, физика и лирика в одном лице: доктора физических наук и поэта (поэта по преимуществу, но также и прозаика, эссеиста).
Структура книги вполне академична: за кратким, в две странички, предисловием (разъяснение термина, благодарности за помощь и содействие) следует «Введение». Столь же основательно и завершится книга: «Вместо заключения», послесловие, указатель имен.
Под явлениями сходства, определенными в книге Аристова как Idem-forma, нет объективного основания. Они не обусловлены непосредственными контактами, генетическими связями или типологией, поскольку не предполагают наличия закономерностей в развитии форм, писательской личности или национальной традиции. Во «Введении» — ссылка на опыт других ученых, кому приходилось сталкиваться с подобными же явлениями или испытывать аналогичное чувство недостаточности существующих терминов: «о несходстве сходного» у В. Шкловского, «встречное течение» у А. Веселовского, «совпадение» у С. Бочарова, «резонанс» у В. Топорова, «единая кровеносная система культуры» у И. Роднянской…
Idem-forma — в том же ряду, и ей посвящены двенадцать пронумерованных и озаглавленных глав книги. Первые три — последовательная теоретическая проработка («о некоторых философских основах», с. 106) центрального понятия, сначала разобранного на составляющие, а потом вновь собранного: «Idem», «Forma», «Idem-forma».
Это, впрочем, не теоретическое введение, а собрание статей-эссе, «обозначающих подступы» (с.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2024