№4, 1971/Обзоры и рецензии

Поэма – жанр ведущий

М. А. Лазарук, Станауленне беларускай паэмы (Жанр паэмы і некоторыя асаблівасці развітія беларускай литературы у першай палавіне XIX ст.), «Навука і тэхніка», Мінск, 1968, 198 стар; его же, Беларуская паэма у другой палаване XIX пачатку XX стагоддзя, Вып. БДУ імя У. І. Леніна, 1970, 270 стар.

В последнее время наблюдается явное оживление интереса белорусского литературоведения к проблемам дореволюционной литературы. В значительной степени это оживление объясняется, видимо, новыми архивными находками, но и «старый», уже бывший в научном обиходе, материал нуждается, как известно, в новом – с сегодняшней точки зрения – осмыслении, при котором выдвигаются новые гипотезы, возникают споры. Двухтомное исследование М. Лазарука как раз и делает заявку на пересмотр некоторых установившихся положений и оценок.

Автор – особенно в первой книге – выходит за рамки анализа только жанра поэмы и очень широко затрагивает вопросы общелитературного развития. Это кажется вполне оправданным, потому что в условиях начального возрождения белорусской литературы поэма была явлением не самостоятельным, а синтезировавшим в себе признаки иных жанров. Вместе с тем работа М. Лазарука не является исследованием строго исторического плана. Она представляет собой скорее своеобразное «собрание» характеристик белорусской поэмы, ее художественного уровня на разных этапах развития.

Существует еще довольно прочное убеждение, что в истории белорусской литературы XIX век является периодом литературного любительства, «самодеятельности» отдельных культурных лиц, но никак не периодом нормального литературного развития. М. Лазарук резонно не соглашается с такой концепцией. Он пишет: «Бедность здесь совершенно не адекватна простоте. Скорее наоборот, за очень скромными, небогатыми численно произведениями этой литературы кроются сложнейшие обстоятельства и условия общественной и культурной жизни того времени, борьба разных тенденций, взглядов… При всей своей простоте, «примитивизме», она (белорусская литература. – В. К.) создавалась обыкновенно людьми хорошо подготовленными, которые находились на высоте культурной действительности своего времени, имели высокое образование». «Момент случайности, непоследовательности, безусловно, имел место. Однако, если внимательно присмотреться к особенностям этих произведений, можно убедиться, что в Белоруссии происходил логический процесс становления национальной литературы».

Позиция автора подтверждается реальными фактами. В работе убедительно показано, что первые произведения новой белорусской литературы не вырастали непосредственно из фольклора, как все еще считают многие литературоведы. В анонимной поэме «Энеида наизнанку» и других бурлескных произведениях М. Лазарук обнаруживает «самую реальную связь с книжной, литературной традицией». К тому же, как правильно отмечает автор, принципы фольклорного изображения жизни оказались для XIX века уже слишком односторонними, устаревшими, недостаточно живыми для того, чтобы они могли соответствовать художественным принципам даже слабо развитой литературы. Мнение об исключительно фольклорных истоках новой белорусской литературы в работе М. Лазарука подвергнуто справедливой критике.

Очевидная связь белорусской литературы XIX века с устным народным творчеством объясняется автором как стремление писателей укрепить принципы народности, под знаменем которой развивались все европейские литературы того времени. Не фольклор художниками поднимался, вырастал до литературы, а литература обращалась к фольклору, обращалась избирательно, не утрачивая достигнутого уровня художественного сознания, свойственного литературному творчеству.

Возникает вопрос: где же тогда находятся истоки новой белорусской литературы, если не в устном народном творчестве? Ведь известно, что предшествующие основные книжно-письменные традиции оказались на рубеже XVIII и XIX веков прерванными. Прямого ответа на этот вопрос в работе М. Лазарука не дается. Но нам кажется, автор подходит к нему, когда пишет, что процесс становления новой белорусской литературы «характеризуют не только произведения на белорусском языке, но и на русском и польском языках, в частности те, что писались выходцами из Белоруссии и о Белоруссии. В этих произведениях тоже отображались, хотя и своеобразно, жизнь белорусского народа, его духовные интересы, общественные стремления». Жаль только, что это важное замечание высказано как-то походя, в подверстке к другой мысли, со словом «кстати». По нашему мнению, первые произведения на народном белорусском языке потому имели сравнительно высокий уровень художественного мышления, что они создавались в среде, где широкое распространение передовой польской и русской культуры постоянно поддерживало этот уровень. Это и явилось важнейшей предпосылкой интенсивного развития как общих идейно-художественных процессов, так и отдельных литературных жанров, в том числе жанра поэмы. Буквально на протяжении нескольких десятилетий, в условиях неблагоприятных для развития белорусской письменности, поэма сумела продемонстрировать и живую художественную выразительность, и идейную значимость содержания.

Дальнейшую эволюцию белорусской поэмы М. Лазарук справедливо видит в постижении ею внутреннего мира человека. В XIX веке поэты или не касались душевной жизни человека вовсе (даже Ф. Богушевич), или затрагивали довольно поверхностно (В. Дунин-Марцинкевич). Путь поэмы к образам высокой духовной наполненности пролегал через преодоление упрощенного бытовизма в лексике и стихе, во всей системе изобразительных средств. Этот путь в дореволюционное время достойно завершился в поэмах Я. Купалы «Сон на кургане» и Я. Колеса «Сымон-музыка», в которых богатство и утонченность всей образной структуры произведения позволяют передать необыкновенную сложность поисков и метаний души белоруса накануне революции – в трудную и ответственную пору начала обновления мира.

Правда, иногда настораживает некоторая заданность позиции автора. Исходя из правильного положения, сформулированного как название вступительной главы в первой книге, что «поэма – жанр патетический», автор основные свои усилия как раз и направил на то, чтобы найти и оценить во многих стихотворных произведениях глубину патетического, возвышенного содержания, считая наличие такого содержания бесспорным критерием «поэмности». Поэтому некоторые стихотворения, рассказы в стихах и даже драма Я. Купалы «Разоренное гнездо» легко, но не убедительно переименовываются в поэмы. Автор как будто забывает, что вся дореволюционная белорусская литература развивалась в том же направлении – освобождалась от засилья бытовизма и приземленности и стремилась проникнуть в психологию человека, воспеть могущество его духа.

Анализ же произведений, относящихся к жанру поэмы, в работе М. Лазарука ведется, за редким исключением, с настоящим исследовательским умением и мастерством. Автор показал, каким сложным феноменом в истории белорусской литературы является творчество В. Дунина-Марцинкевича, явно недооцененное литературной наукой. Упреки в либерализме, в непоследовательной защите интересов крепостного крестьянина, эклектизме, – правда, в более мягкой форме, чем раньше, – все еще встречаются на страницах отдельных литературоведческих работ, когда речь заходит о В. Дунине-Марцинкевиче. Противоречия творчества этого писателя М. Лазарук обоснованно объясняет художественным уровнем белорусской литературы того времени, ее спецификой. Специфика эта состояла в том, что художественный метод писателя не был установившимся. В условиях огромного влияния польской и русской литературы в творчестве белорусских писателей «своеобразно переплетались элементы сентиментализма, романтизма и реализма». Смешение этих элементов ощутимо и у В. Дунина-Марцинкевича.

Убедительна мысль М. Лазарука, что нельзя анонимные поэмы «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе», которые упоминались всегда вместе, считать произведениями-двойниками, возникшими на совершенно однородной эстетической почве. Если бурлескная «Энеида наизнанку» стоит у самых истоков новой белорусской литературы, то «Тарас на Парнасе» – результат подъема художественного сознания на более высокую ступень.

В XX веке поэма продолжает оставаться в белорусской литературе ведущим эпическим жанром, В этом жанре глубоко раскрылось поэтическое новаторство народных поэтов Я. Купалы и Я. Коласа.

Интересна в главе о поэмах Я. Купалы мысль автора о том, что «прерывистость» литературного процесса в дореволюционное время заставляла каждого большого белорусского поэта чувствовать себя каждый раз как бы зачинателем литературы, первооткрывателем всех ее путей. Это чувство было вместе с тем связано и с сознанием большой ответственности. Отсюда – предельная социально-публицистическая заостренность многих произведений Я. Купалы, обнаженность социальных коллизий в его драматических поэмах – особенность, но мысли автора, «не имеющая аналогий в других литературах».

Поэмы Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон-музыка», завершенные уже в советское время, М. Лазарук исследует с особым увлечением. Они – плодотворный идейно-художественный итог длительного развития жанра в направлении к высотам поэтической культуры.

Следует остановиться на некоторых недочетах работы М. Лазарука. Рассматривая белорусскую поэму только на самых значительных этапах ее развития, М. Лазарук каждый раз при переходе к новому этапу теряет последовательность главных линий исследования и вынужден как бы начинать сначала, подходить к новой фазе развития поэмы с новым ключом. Анализ произведений В. Дунина-Марцинкевича и Ф. Богушевича глубок и интересен именно потому, что правильно определена и найдена мировоззренческая и стилевая доминанта их творчества. Но встречаются в работе и явные натяжки, «подгонка» материала к готовому выводу. Неубедительно, на наш взгляд, приложены критерии эпопейности к поэме Я. Коласа «Новая земля» (хотя эта поэма, как и «Сымон-музыка», исследуется с особым тщанием). Остается невыясненным, какие жанрово-стилевые предпосылки привели к возникновению в белорусской литературе поэмы-эпопеи. Чувствуя, видимо, уязвимость своей концепции, М. Лазарук делает оговорку о «структурно-жанровой» близости «Новой земли» к поэмам-эпопеям классического типа, хотя в доказательство приводит лишь отвлеченные соображения, высказанные по другому поводу, конкретного анализа и сравнения «Новой земли» с классическими поэмами-эпопеями в работе нет…

Цитировать

Коваленко, В. Поэма – жанр ведущий / В. Коваленко // Вопросы литературы. - 1971 - №4. - C. 185-188
Копировать