…Плюс что-то. Публикация А. Масс
В одной из записных книжек Владимира Захаровича Масса есть такая запись: «Сегодня, придя с выставки картин на Кузнецком мосту, я еще раз убедился вот в чем. То, что художник должен быть мастером, т. е. обладать «умением», – это предполагается, это, так сказать, обязательное, само собой разумеющееся предварительное условие. Но это еще не все. Можно быть мастером, уметь рисовать и не быть художником.
Настоящее искусство начинается там, где к умению, к мастерству прибавляется нечто еще, и, я бы сказал, нечто главное. Настоящее искусство это: мастерство плюс что-то!
Это мастерство плюс характер художника, его вкус и культура, его душевные качества. Это мастерство плюс доброта, плюс свой взгляд на вещи, это мастерство плюс влюбленность в людей, в природу, в жизнь или, наоборот, ненависть художника, т. е. страстное отрицание всего уродующего нашу жизнь, омрачающего ее.
Вот что такое искусство».
Владимир Масс сам был мастером, человеком высокой культуры и душевного тепла, которого хватало и на друзей, и на подрастающую литературную молодежь. Как поэт-сатирик, как комедиограф он ненавидел все, что уродует жизнь человека. Его басни и литературные фельетоны были известны с начала 30-х годов, пользовались у читателей неизменным успехом. Басни, литературные пародии, сатирические стихи Владимир Масс писал до самых последних дней своей жизни, – он скончался в 1979 году. В издательствах выходили сборники его остроумных произведений. Писатель стоял у истоков советской сатирической драматургии, первая его пьеса, написанная в 1918 году, была поставлена на сцене сатирического театра, работавшего при Московском Доме печати. Совместно с Николаем Эрдманом Владимир Масс написал сценарий первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята».
В годы Великой Отечественной войны Владимир Захарович руководил фронтовым театром Московского военного округа.
Пьесы и музыкальные комедии «Самое заветное», «Где-то в Москве» у «Трембита», «О друзьях-товарищах», «Белая акация» и другие, написанные Владимиром Массом в содружестве с Михаилом Червинским в послевоенные годы, прочно вошли в репертуар советских театров, некоторые из них живут на сцене и по сей день.
Предлагаем читателям ряд произведений Владимира Захаровича Масса из его литературного наследия, некоторые из них публикуются впервые. Материалы любезно предоставлены редакции дочерью писателя Анной Масс.
В. МАСС
ПАРОДИИ
ЛИРИКИ И КИБЕРНЕТИКИ
Борис СЛУЦКИЙ
Кибернетики
программируют всякую всячину,
Им нужна информация,
и они ее добиваются.
Но и вычислительные машины бывают озадачены:
Путаются, маются
и в конечном счете ломаются,
Все зависит от программирования!
Очень часто
Не кибернетика виновата,
а виноваты кибернетики,
Поэты! А разве лучше у нас-то,
Когда мы высасываем из пальца сюжетики?
Это касается, между прочим, и прозы,
Что скрывать?
Давайте откровенно признаемся:
Как часто мы принимаем разные позы –
Не просто творим,
а выдрючиваемся и ломаемся.
Скрипит поэзии несмазанная колесница.
Мы нередко беспомощны,
как наивные малыши.
Читателям нужна информация.
Пора научиться Моделировать работу мозга
и работу души.
ЮНОШЕ
Степан ЩИПАЧЕВ
Когда, осуществив свои мечты,
На Марс, быть может, ты перенесешься,
И марсианку там полюбишь ты,
И, как с женой, на землю с ней вернешься,
Ласкай свою избранницу, лелей,
Будь нежен с ней, но пусть твоя опека
Ее души не тяготит. Умей
И в марсианке видеть человека.
Не говори ей: – Твой удел – плита.
Пусть всесторонне будет развита.
СТИХОПРОЗА
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРНАС
Заметив, что талант его угас, один поэт не стал терять ни часа: он оседлал крылатого Пегаса, которого все лето где-то пас, и гордый конь, знаток воздушных трасс, взял направленье прямо на Парнас.
И вот уже в пути крылатый конь. Поэт летит, дрожа от нетерпенья, чтобы у добрых муз добыть огонь Поэзии, Любви и Вдохновенья.
Поскольку всадник опытен и смел, легко себе представить эту сцену: он без аварий, через Гиппокрену, на место назначенья прилетел.
Но на самом Парнасе – вот конфуз! – хоть все поэту было там знакомо, не мог найти он ни одной из Муз – он был у них, но не застал их дома.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.