№2, 1982/Обзоры и рецензии

Художественный мир армянской советской литературы

«Поэтика армянской советской литературы», Ереван, Изд. АН АрмССР. 1980. 402 с. (на армянском языке).

В последние годы Институт литературы имени М. Абегяна Академии наук Армянской ССР систематически издает монографии и проблемные сборники по теории литературы и поэтике. «Поэтика армянской советской литературы» – третий из предусмотренных четырех теоретических коллективных трудов. Две предшествующие книги посвящены теоретико-историческому исследованию литературных жанров и проблемам традиций и литературного развития («Литературные жанры», 1973; «Традиции и художественное развитие», Ереван, Изд. АН АрмССР, 1976, на армянском языке). Четвертая и последняя книга этого цикла будет посвящена методологическим проблемам анализа художественного произведения. Если книга, посвященная литературным жанрам, была по существу коллективной монографией, то две последующие, в том числе рецензируемая, – сборники исследований, объединенные общими теоретическими проблемами и охватывающие самые разнообразные вопросы.

«Авторы стремились продолжить общий, теоретический аспект в литературно-историческом анализе, а последний привести к определенным теоретическим обобщениям», – говорится в предисловии к сборнику. И действительно, теория здесь опирается на анализ литературного материала, а материал исследован со стороны теории. Этот подход продуктивен и перспективен, так как художественный материал не иллюстрирует теоретические положения, а ведет к ним.

Помещенные в книге исследования не сгруппированы вокруг отдельных проблем, а посвящены обстоятельному анализу творчества отдельных писателей и отдельных произведений. Определенная неоднородность в построении книги восполняется новыми интересными наблюдениями и обобщениями.

Значительная часть исследований, вошедших в книгу, посвящена творчеству Егише Чаренца, во многом предопределившего дальнейшее развитие армянской литературы новейшего периода, К его наследию обращаются Э. Джрбашян («Диалектика души» в поэзии Егише Чаренца: 1928 – 1933″), Ю. Панян («Вопросы методологии изучения поэтики лирики Чаренца») и Г. Агабабян («Многоголосые слова в романе Е. Чаренца «Страна Наири»). Другие исследования (можно сказать – небольшие монографии) посвящены вопросам поэтики романа Д. Демирчяна «Вардананк» и творчества Г. Матевосяна (З. Аветисян, А. Маргуни), современным поэтическим структурам (Ар. Григорян), функциям поэтической речи (А. Егиаэарян), анализу современных принципов изучения социалистического реализма (Л. Казарян).

Э. Джрбашян в своих книгах и исследованиях неоднократно обращался к творчеству Чаренца. Исследование, включенное в «Поэтику армянской советской литературы», дополняет и продолжает эти работы ученого. На материале пяти произведений, близких по внутреннему построению и эстетическим принципам, (стихотворные новеллы «Homo sapiens», «Великие будни» и поэмы «Хумбапет Шаварш», «К горе Масис», «Бронепоезд «Вардан Зоравар»), литературовед показывает «осознанное и последовательное использование принципов психологической поэзии», стремление к всестороннему анализу духовного мира героев и приходит к выводу, что названные произведения являются «самыми яркими образцами обращения к толстовским принципам «диалектики души» в армянской литературе». Э. Джрбашян обстоятельно воссоздает литературную атмосферу того периода, когда создавались эти реалистические, высокие по мастерству произведения, открывавшие новые пути для иссушенной абстрактными лозунгами поэзии. Органично сочетая анализ содержательного пласта произведений Чаренца, их психологизма с исследованием морфологической структуры этих произведений, исследователь утверждает необходимость рассмотрения и изучения литературного произведения как единого, целостного организма.

Ю. Панян обращается к методологии построения поэтических циклов Чаренца и показывает, каким они обладают прочным логическим единством с точки зрения тематики и стиля. Автор справедливо утверждает, что для Чаренца как отдельные поэтические циклы, так и книги являются воплощением целостного художественного замысла, всегда подчиненного, по словам самого поэта, «железному контролю».

В работе Г. Агабабян, на основе идей М. Бахтина о поэтике Достоевского и соответствующих принципов анализа, раскрываются особенности речевого многоголосия, авторской речи, речи героев, их взаимопроникновение в романе «Страна Наири». Ведя к более глубокому пониманию поэтики и творческого пути Чаренца, такая постановка проблемы позволяет также увидеть и продолжение чаренцевских традиций, которые в 60-е годы были развиты П. Севаком, а сегодня находят интересное воплощение в прозе Г. Матевосяна.

Это подтверждается исследованиями, посвященными поэтике исторического романа Д. Демирчяна «Вардананк» и прозе Г. Матевосяна. Поэтику исторического романа «Вардананк», явившегося венцом творчества Д. Демирчяна, З. Аветисян изучает, также опираясь на идеи М. Бахтина. Чрезвычайно важно положение о причинной связи внутренних элементов художественного произведения, его диалогических построений и поэтики, единого и целостного потока художественной мысли, ставшее методологической основой анализа художественного «механизма»»Вардананка».

Проза Г. Матевосяна привлекает особое внимание современного литературоведения. Причина этого не только в тематике, но ив самобытной поэтике, которая соотнесена с определенным типом художественного мышления 20-х годов, связанным с эстетикой потока сознания. В работе «О некоторых тенденциях развития современной прозы и поэтике Гранта Матевосяна» А. Маргуни в глубоком и разностороннем анализе показывает то тесное единство смыслового и поэтического пластов художественного слова, которое свойственно повестям и рассказам Г. Матевосяна. В пристальном анализе автор раскрывает особенности поэтики прозы Г. Матевосяна – построение художественной речи (внутренний монолог, исповедь, поток сознания, документальность), способы ведения рассказа, стилевые пласты повествования, отношения художественного времени и пространства.

Широки и беспредельны возможности художественного слова, и поэтому богаты и многообразны принципы анализа поэтики художественного произведения.

Три работы сборника специально посвящены проблемам структуры в системе поэтики и эстетического значения художественного слова.

В исследовании «Структура в системе поэтики» Ар. Григорян рассматривает смысловую связь различных содержательных пластов слова как системную основу художественной формы произведения и приходит к выводу, что «художественная структура как целостность и одновременно иерархическая система представляет собой не изолированные или механически соединенные корреляты, а собственно художественную целостность». С этой точки зрения осуществляется анализ, с одной стороны, поэтических произведений А. Вознесенского, Р. Давояна, Ю. Марцинкявичюса, с другой – прозы: «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого, повестей Г. Матевосяна.

Роль и значение слова в системе поэтики в последнее время часто привлекают внимание исследователей, К этой теме обращается в своей работе «Содержание слова в художественной речи» и А. Егиазарян. Интересная сама по себе, она, однако, часто вызывает ощущение чрезмерной субъективности оценок эстетической функции слова Туманяна, Исаакяна, особенно Чаренца и Севака. Подробному и внимательному аналитическому подходу автора не хватает, на наш взгляд, опоры на общую концепцию творчества писателей, о которых идет речь: оценки и наблюдения, пусть и удачные, сохраняют некоторый эмпирический характер.

Книга завершается работой Л. Казаряна «Современные проблемы изучения социалистического реализма». В центре внимания автора три проблемы: социалистический реализм как исторически открытая эстетическая система; социалистический реализм и другие художественные методы; системный и типологический анализ метода социалистического реализма. Рассматривая новейшие исследования советских литературоведов, автор намечает тем самым Перспективы дальнейшего изучения и выявления возможностей метода социалистического реализма, художественного многообразия многонациональной советской литературы.

Хочется пожелать, чтобы усилия армянских литературоведов в исследовании теоретических проблем и понятий и в их свете – современной армянской литературы были продолжены и углублены в их последующих работах.

г. Ереван

Цитировать

Гаспарян, Д. Художественный мир армянской советской литературы / Д. Гаспарян // Вопросы литературы. - 1982 - №2. - C. 223-225
Копировать