№2, 1982/Хроника

За строкой «Цусимы»

Давно замечено, что «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя с точки зрения жанровых особенностей не столько роман, сколько своеобразное историко-мемуарное полотно1, повествующее и о центральном эпизоде русско-японской воины, и об авторе, свидетеле и участнике описываемых событий.

В предисловии писатель подробно рассказал, как во время пребывания в японском плену у него родился замысел произведения, как собирался материал. Описал он и тогдашние обстоятельства своей жизни, и прежде всего участие в революционном просвещении русских военнопленных2.

Об этом интересном и смелом начинании существует специальная литература3. Его инициатором явился давний друг революционеров России американский публицист Джордж Кеннан (1845 – 1924) 4, находившийся в Японии в качестве корреспондента вашингтонского журнала «The Outlook».

Кеннан приступил к осуществлению своей миссии в самом начале войны. Позднее, когда пленных стало больше, к нему на помощь прибыл командированный американским «Обществом друзей русской свободы» Н. К. Судзиловский (1850 – 1930), русский революционер-эмигрант, врач и журналист, бывший гавайский сенатор, известный на Западе под именем доктора Н. Русселя5.

Просветительский опыт Кеннана – Русселя, вылившийся в широкую агитационную кампанию6, оказался как нельзя более удачным. По убеждению американского публициста, из 70 тысяч военнопленных по крайней мере 50 тысяч возвратились на родину с новым представлением о царском правительстве и о причинах войны, причем три четверти из них стали революционерами7.

Разумеется, такому быстрому и успешному распропагандированию русских солдат и офицеров благоприятствовала сама обстановка. «Под влиянием последних событий, – пишет автор «Цусимы», имея в виду гибель в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, – у нас на броненосце матросы все больше и больше теряли веру в самодержавный строй России. Поход на Дальний Восток рассматривался как безнадежное предприятие, которое могла затеять только обезумевшая высшая власть, не считаясь с тем, что это грозит гибелью флота и людей» 8.

С такими настроениями русские моряки начинали поход. Цусимская катастрофа, которую В. И. Ленин назвал «полным военным крахом самодержавия» ## В. И. Ленин, Полн.

  1. »Это чисто мемуарное произведение (отнюдь не роман!)», – говорится о «Цусиме» в одном из писем С. Н. Сергеева-Ценского. (Цит. по публикации Ф. В. Путнина, «Русская литература», 1980, N 1, с. 117.)[]
  2. А. С. Новиков-Прибой, Цусима, кн. I, М., «Правда», 1959, с. 7.[]
  3. См., например: А. С. Силин, Революционная пропаганда среди русских военнопленных в Японии (1905- 1906 гг.). – «Вопросы истории», 1976. N 5. с. 121 – 131.[]
  4. См.: Джордж Кеннан, Как велось просвещение русских солдат в Японии. С послесловием Н. К. Судзиловского (Русселя). – «Каторга и ссылка», 1927. N 2, с. 158 – 176.[]
  5. Подробнее о нем см.: М. И. Иосько, Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение, Минск, Изд. БГУ, 1976; Борис Клейн, Доктор Руссель. Историческая хроника, – «Неман», 1969, N 1, с. 69 – 106; N 2, с. 80 – 107.[]
  6. А. С. Силин, Революционная пропаганда…, с. 121 -131; М. И. Иосько, Николай Судзиловский-Руссель…, с. 196.[]
  7. Джордж Кеннан. Как велось просвещение русских солдат в Японии…, с. 164 – 165.[]
  8. А. С. Новиков-Прибой, Цусима, кн. I. с. 170.[]

Цитировать

От редакции За строкой «Цусимы» / От редакции // Вопросы литературы. - 1982 - №2. - C. 276-280
Копировать