№5, 1976/История зарубежной литературы

Письмо из Болгарии

Покажется, наверное, странным, но свой короткий репортаж о событиях художественной жизни в Болгарии мне хотелось бы начать не из Софии, этой старой культурной столицы нашей страны.

Дело в том, что сейчас в Болгарии протекает интенсивный и весьма, с моей точки зрения, плодотворный процесс «децентрализации» культуры, распределения ее по всей стране. Явление это, впрочем, может быть, и не совсем новое, но ныне оно отличается тем, что вдали от столицы появляются произведения, не нуждающиеся ни в каких поощрительных или обидных скидках на периферийность. Само понятие культурной провинции все очевиднее становится анахронизмом. Это касается буквально всех родов и жанров искусства: беллетристики, поэзии, живописи, театра, музыки.

В партийных документах, в решениях Второго съезда болгарских писателей в качестве основной задачи выдвигается «создание литературной классики эпохи социализма», то есть такой литературы, которая призвана активно участвовать в формировании нового человека – утверждать идеалы гуманизма, предлагая современникам произведения непреходящего идейно-эстетического значения. Ведь потомки будут судить о нас и нашей эпохе и по тому, как она отразилась в книгах, кинофильмах, полотнах, театральных и телепостановках.

Явственно повышаются уровень требовательности к искусству, критерии художественности, и этот процесс, повторяю, характерен для всех областей страны.

Заметную роль в нашей духовной и художественной жизни стали играть такие прежде малоизвестные журналы, как «Горизонт», издающийся в Старой Загоре, «Просторы» (Варна) в прежде всего пловдивская «Тракия». Последнюю возглавил один из видных современных прозаиков Генчо Стоев (советскому читателю известна его повесть «Цена золота»). Он недавно переехал в Пловдив, в сам этот факт еще раз подтверждает нашу мысль о «децентрализации» культуры.

Коль скоро уж речь зашла о Пловдиве, скажу о ставших традиционными художественных выставках местных мастеров. Посмотреть полотна Златьо Бояджиева, Димитра Кирова, Ивана Левчева, Христо Стефанова, других живописцев едут туда со всех концов страны. Выставки вызывают горячие споры, дискуссии, равнодушных не бывает.

А музыкальное искусство? Постоянно проводятся пловдивские международные фестивали камерной музыки, в которых участвуют исполнители из Советского Союза и Венгрии, США и Франции и т. д. Самый облик города, сохранившего древние фракийские очертания, настраивает на особый лад восприятия произведений искусства: кажется, Бах, Вивальди писали свою музыку, вернувшись из этих краев.

Да и спектаклям московского Театра на Таганке (его гастроли проходили в сентябре минувшего года) аплодировали не только софийские зрители – с не меньшим энтузиазмом их встречали в Старой Загоре, Варне, Великом Тырново.

На наших глазах происходит повышение культурного уровня самых различных категорий людей, искусство завоевывает все новых почитателей. Вероятно, тут большую роль играет телевидение, приобщающее многомиллионную аудиторию к самому ценному, самому интересному из того, что происходит в культурной жизни страны (попутно замечу, что писатели, мне кажется, не осознали еще всех возможностей, которые открывает ТВ для воздействия на умы и сердца людей). Некогда самое интересное шло по телевизионным каналам из Софии; столица и теперь не утратила роли культурного лидера, но сейчас уже с большим интересом присматриваются к тому, что происходит вне ее.

Вернемся, впрочем, еще ненадолго к литературным журналам, к тем, что издаются вдалеке от Софии. Открытие новых имен, представление публике дебютантов – вообще давняя традиция наших журналов, но, кажется, на периферии она сейчас поддерживается особенно сильно. Интерес критики в читателей вызвала опубликованная в «Тракии» повесть молодого прозаика Георгия Алексеева «Облака на перекрестке». Он обратился к тому социальному слою, представители которого давно уже и прочно «прописаны» в болгарской литературе, – к крестьянству. Однако традиция не сковывает творческого воображения писателя, он ведет напряженное исследование духовной жизни, психологии человека, столкнувшегося с невиданными социальными переменами. Он охотно пишет о национальных нравах и обычаях, но это – не орнамент, не затейливая вязь пера: писатель для того и обращается к традициям, чтобы показать их новую жизнь.

«Тракия» охотно предоставляет страницы и молодым критикам. Огян Сапарев много пишет о проблемах научно-фантастической литературы, причем опирается не только на отечественный материал, но широко захватывает мировую прозу – С. Лема, братьев Стругацких, А. Азимова и т. д. В то же время О. Сапарев постоянно выступает и как критик, оперативно откликающийся на новинки болгарской литературы.

Одним из активных критиков «Горизонта» становится молодой Петр Тонкое. Для него характерен вкус к постановке теоретических проблем; размышляя о литературной современности, он не забывает об истории – постоянно соотносит временные пласты. Это придает его статьям глубину, объемность.

Пора все же обратиться и к литературной Софии. Это будет только справедливо, ибо другое заметное явление (наряду с возникновением новых культурных центров) характерно, прежде всего, именно для столицы. Я имею в виду своего рода романный «бум», наступивший после некоторого затишья в этом жанре. Разрабатываются различные темы, ведутся интенсивные стилевые поиски, возникает новое видение действительности.

Назову только несколько романов, появившихся в минувшем году, которые, видимо, долго будут привлекать внимание читателей и критики.

Завершил пятитомную эпопею «Простые люди» Георгий Караславов. Замысел ее возник еще полвека назад, а первые главы были написаны в начале 50-х годов. В поле зрения романиста оказались самые драматические страницы новейшей истории Болгарии – Сентябрьское восстание 1923 года и антифашистское Сопротивление 1941 – 1944 годов (действие эпопеи обрывается как раз накануне знаменательного сентября 1944 года). Это панорамное, широкоформатное произведение, выдержанное в традиционно-реалистическом плане, показывает представителей самых разных общественных слоев – от промышленного магната до тех самых «простых людей», что значатся на титульном листе. Только эти «простые» люди в действительности оказываются крупными, сложными фигурами. Писатель и ведет неторопливое, насыщенное многими деталями повествование, чтобы понять душу этих людей, их психологию. Ему важно исследовать и показать, какими трудными, непрямыми порой путями идет человек в революцию, как он приобщается к революционной правде. Острая конфликтность присуща этой эпопее, раскрывающей главное в судьбах страны.

Со своим первым романом – «Все и никто» – выступил известный мастер малого прозаического жанра Йордан Радичков.

Цитировать

Свиленов, А. Письмо из Болгарии / А. Свиленов // Вопросы литературы. - 1976 - №5. - C. 160-168
Копировать