Письмо актеру
Дорогой друг!
Тебе, наверное, послали мою новую пьесу. Я охотно поговорил бы с тобой о ней, но ты живешь в Берлине, я в деревне, и встречаемся мы редко.
Прошло почти два года с тех пор, как «Дороги странствий» были показаны по телевидению. Пьеса эта принесла всем нам успех и получила признание за границей. Но как давно это было…
Специфика нашей работы в том, что актеры, режиссер и автор всякий раз встречаются только ненадолго, затем говорят друг другу «до свидания», и каждый идет своей дорогой. Тем временем ты снялся в нескольких фильмах и играл в театре, пресса и публика тебя хвалили.
Мне за эти последние два года пришлось сталкиваться с самыми разными проблемами, которые, пожалуй, тебя интересуют гораздо меньше, чем меня, – я ведь еще и партийный работник. Но я написал и несколько репортажей, потому что не хотелось терять контакт с жизнью, написал также новую пьесу. Мне хочется, чтобы ты сыграл в ней главную роль. Но за последние годы у каждого накопился свой опыт, каждый из нас в какой-то мере изменился, вопрос только в том, в одном ли направлении шло наше развитие, понимаем ли мы друг друга, как прежде. Поэтому я хочу рассказать тебе немного о своей работе и своих мыслях.
Знаешь, я вполне мог бы продолжать работать теми средствами, которые оправдали себя в нашем фильме, получившем премию, и добиться успеха у широкой публики. Я хотел было написать продолжение фильма «Дороги странствий». Но это было слишком просто. Я драматург, которого вдохновляют хорошие актеры, например ты, когда поешь песни Бельмана.
Я все обдумывал историю из деревенской жизни: ты в главной роли, сильные характеры, история веселая и грустная. Я отказался от нее.
Тем временем в мире произошло немало событий, о многом задумываешься.
Писателя, серьезно относящегося к своей работе, всегда будет занимать вопрос, как должен быть устроен мир, чтобы людям в нем жилось хорошо. Тот, кто хочет сказать что-то существенное, должен отваживаться и брать большие темы, иначе ему грозит опасность увязнуть в провинциализме, во второстепенном. Печально, когда писатели удаляются от классовой борьбы в сосновые леса и мастерски описывают повадки косуль. Кроме того, я считаю, что литература должна сделать кое-что для укрепления исторического сознания людей в нашей стране, в ГДР. Вальтер Ульбрихт однажды написал: «Тот, кто не знает истории своего класса, не может понять настоящего и будущего своей страны».
Большие темы! С некоторых пор налицо странный процесс. Многие известные авторы на Западе (и, к сожалению, лишь немногие в нашей стране) обратились к большим темам. Вспомним о «Наместнике» Хоххута, где речь идет о римском папе и его отношении к варварскому истреблению евреев нацистами, – это талантливая пьеса.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.