№10, 1968/Советское наследие

Письма к Антону

Письма адресованы Константину Антонову (партийная кличка «Антон»), близкому другу Кина. Письма публикуются впервые.

(1922 – 1924)

Осенью 1921 года ЦК комсомола направил Виктора Кина на Дальний Восток, и он работал там до марта 1923 года. Пережитое на Дальнем Востоке легло в основу романа «По ту сторону». У меня сохранились первоначальные наброски романа, не вошедшие в окончательный текст. В этих записях Безайс и Матвеев называются просто Кип и Антон. Мне приходилось уже писать об автобиографичности образа Безайса. А Матвеев – это Антон, которому адресованы публикуемые здесь письма. Подпольное имя Кина на Дальнем Востоке было – Михаил Васильевич Корнев. Антон – это партийная кличка Константина Антонова, одного из организаторов пензенского комсомола, участника гражданской войны. Кип очень любил Антона, дорожил его мнением и дружбой.

Весной 1923 года и Кин, и Антон вернулись с Дальнего Востока в Москву. Антон начал работать в ЦК комсомола и одновременно учиться. Кина ЦК направил на комсомольскую работу в Екатеринбург, нынешний Свердловск. Первые месяцы он был секретарем Екатеринбургского Укома, а потом замполитпросветом Губкома комсомола. Но в июле 1923 года, он был назначен ответственным редактором газеты «На смену», органа Уралбюро ЦК РКСМ. Кин был прирожденным газетчиком, его письма к Антону говорят о том, как много значила для Кина работа в газете.

Вступительная заметка, публикация и комментарий Цецилии Кин.

3/III(1922 г.)

Теперь, ложась спать на укомпартский стол, с радостью улыбаюсь и за неимением бога горячо благодарю судьбу за то, что я попал в Бочкарево, а не в Свободный.

Столовка ЦК, «Добро пожаловать», Верхнеудинская, Читинская и др. вертепы чревоугодия ничто в сравнении со столовкой «Свет и знание». За 10 руб. в месяц здесь получаешь лукулловские обеды и ужины.

По утрам – горшок молока с кренделями. Обед, натурально, мясной, из 3 блюд. Сядешь, подадут – господи ты боже мой! Какое благорастворение воздухов! Ешь деликатесы эти самые, а в голове разные аллегории.

Сегодня я сбыл с рук Власова и Баранчикова, а потому мое самочувствие улучшилось. Не знаю только, как послать вам ответ – по почте не рискую.

Сейчас получил вашу телеграмму и задумался – не рука ли злоумышленника намеренно вносит путаницу в работу?

В «Амурской правде» и «Раб. -крест. пути» есть статьи твоя и Гончарова о Неделе помощи фронту, где о Бочкареве есть сведения, которых нет даже у нас. И вот третья телеграмма, запрашивающая эти сведения. Что бы это могло значить?

О «Женском дне» мы обращались в жен. отд., который был очень удивлен новостью, что такой день существует.

Обдумав этот вопрос, они решили, что это «День матери и ребенка».

В воскресенье устраиваем повозочный сбор помощи фронту. Возлагаем на него большие надежды. Вообще надеюсь провести все намеченное до съезда…

Надо думать, что ты, Антоныч, не едешь в Хабаровск. Это меня радует. Если можешь – приезжай сюда, только не сейчас, а дней 10 спустя. Буду кормить на ять.

Пиши – я лично не получал от тебя еще. На меня можешь надеяться, хотя я и занят с утра до ночи.

Брюки Гаркуша1 лопнули в самом критическом месте.

Однако всего доброго. Кланяюсь всем, кому этого хочется.

Почему не отвечаешь на наши телеграммы?

Жму руку В. Кин.

  1. S. От орг. отдела отказался: я не смог бы совместить две обязанности ввиду того, что ячейки партии по уезду почти окончательно разрушены. (Всего 24 члена.)

Николъск, 20/X 22

Как это ни странно кажется на первый взгляд, но это так – меня совершенно не тянет во Владивосток, особенно сейчас, когда в нашем распоряжении превосходное здание, мебель и все прочее. Вообще обстоятельства складываются так, что, кажется, Никольск будет уже мне вторым Бочкарево. Надеюсь, что и для тебя. Работа тут сравнительно хороша: в городе созданы уже 5 ячеек с общим числом в 62 человека. Думаю, что твердая цифра гор. организации остановится на сотне. Перспективы работы довольно обширные.

Особенно хорошо прошло создание ячейки на железной дороге, составляющей собой массив гор. организации – 45 человек.

Работа тормозится (хотя это вечное правило, нечто вроде врожденного свойства) недостатком работников. Коган2 очень способный и вообще хороший, хотя излишне нервный парень, но неопытный, Его достоинства заключаются в том, что он еще не остыл. Что же касается Николая, то он еще не только «девственный», но ленивый парень.

На заседаниях Уездбюро он напоминает мне Хлеб из «Синей птицы». Солидный, даже мрачный, с выражением крайнего глубокомыслия на толстом лице. Он обыкновенно молчит, но, когда на него глядят, он говорит веским тоном:

«Так!»

Черт знает к чему относится это «так»! Он принадлежит к тому типу добродушных людей, которые всем нравятся, но с мнением которых не принято считаться, если таковое даже есть.

Помнишь, у Уайльда:

«Если бы я не был самым добродушным человеком во всем Лондоне…»

«То мы относились бы к Вам с большим уважением!»

Если в Бочкарево я питался лучше, чем за всю свою жизнь, то в Никольске я сплю так, как никогда в жизни.

Если бы ты посмотрел на моя матрацы и одеяла!

29/Х

У меня, Антон, как водится, несколько просьб к тебе.

Первая – когда Коган вернется из города, то разреши съездить во Владивосток мне, хотя бы на самый короткий срок. Мотивы мои следующие – если ОБ поощряет у Когана и Виктора3 столь пагубную и вредную привязанность к семье, то тем законней мое желание увидеться с Ипполитом. За последнее время у меня возникают сомнения – жив ли он?

Если это невозможно, то перешли мне мой партбилет и учетную карточку. Она у Андрея.

Третья – надуй, пожалуйста, Когана, что Облбюро отзывает меня во Владивосток. Это обязательно исполни.

И четвертая – пиши чаще.

Вношу одно предложение: в виде приложения к «Красному молодняку» 4 выпустить программу и Устав союза. Хотя с этим и следовало бы подождать до получения материалов V Всерос. съезда, но время не терпит.

30IX Сейчас вернулся с лекции в ж.

  1. Гаркуш – член Дальневосточного крайкома РКСМ.[]
  2. Ш. М. Коган – комсомольский работник, сейчас персональный пенсионер, живет в Москве.[]
  3. Виктор – В. А. Шнейдер, товарищ В. Кина по подпольной работе на ДВК. Автор предисловия к переизданию романа «По ту сторону» в 1956 году.[]
  4. «Красный молодняк» – газета Приморского губкома РКСМ.[]

Цитировать

Кин, В. Письма к Антону / В. Кин // Вопросы литературы. - 1968 - №10. - C. 8-17
Копировать