№6, 1991/Хроника

Письма А. Н. Толстого к Вяч. Иванову (1911–1912). Публикация Н. Гончаровой

Начало знакомства А. Н. Толстого с Вяч. Ивановым относится, очевидно, к 1906 году, когда Толстой стал бывать на «башне» (квартира Иванова на Таврической улице в Петербурге). Хозяин знаменитых «сред» незадолго до этого вернулся из Берлина в Россию после многих лет ученых штудий в области классической филологии под руководством Т. Моммзена. В 1903 – 1904 годах вышли книги его стихов «Кормчие звезды», «Прозрачность», которые вкупе с философскими статьями поставили Иванова в первые ряды русского символизма. От классической филологии Иванов пришел к утонченной философской лирике, от академического изучения эллинской культуры – к идеям «дионисийского» и «аполлонического» начал, к «духу музыки», по выражению Ф. Ницше, пронизывающему и одухотворяющему ее.

Интерес к мифу как одному из основных мировоззренческих моментов любой культуры, густо замешенный на философии Ницше, был предварен блестящими успехами археологической науки во второй половине XIX – начале XX века. Находки Г. Шлимана и А. Эванса в Малой Азии и Греции, материковой и островной, заново открывали античность, обретавшую плоть и кровь, краски и звуки. Для русских символистов этот интерес неслучаен: через миф они пытались понять народное мышление, мировосприятие, народную душу. От древнегреческого мифа, в сущности, недалеко было и до мифа славянского, русского. С. Маковский писал о Вяч. Иванове: «Ни эллинизм, ни гетеанство не затмевают его «русскости», не мешают ему то и дело придавать своим стихам сугубо национальный колорит (подчас почти фольклорный)» 1 .

Сложный конгломерат поэтических и философских принципов вовлекал посетителей «башни» в увлекательнейшие интеллектуальные и художественные игры и споры, мистерии духа. В них участвовали поэты, философы, актеры, художники, ученые, общественные деятели. По свидетельству того же Маковского, «почти вся наша молодая тогдапоэзия если не «вышла» из ивановской «башни», то прошла через нее» 2 . Это была школа поэзии, искусства, философской мысли, истории культуры.

Среди гостей Иванова появлялся и молодой Алексей Толстой. В 1906 – 1907 годах это был студент Технологического института и начинающий литератор.

За спиной у него были детские и отроческие годы, проведенные в глухом уголке Самарской губернии, в семье, свято чтившей шестидесятников и их идеи. О современном искусстве Толстой в детстве твердо знал, что декаденты «не пойдут по пути развития, потому что они не прошли предыдущий прогресс» 3 . Окунувшись же в художественную жизнь Петербурга 1900-х годов, Толстой начинает чувствовать тягу к творческому самовыражению в формах именно современных, «уверовать в Бога или хоть в черта.., чтобы видеть не отсветы закатного солнца в облаках, а края ризы…» 4 . В 1907 году он напечатал первую книгу стихов «Лирика», изданную на свои средства в расчете разом обойти возможные препоны. Об этом говорит сам Толстой в письме к отчиму А. А. Бострому в Самару: «Я, знаешь, думаю выпустить сборник своих стихов. Накупил я сборников всевозможных поэтов целую кучу и вижу, что мои стихи лучше многих из них… Итак, благослови мой первый шаг. Все-таки страшновато… В газетах помещать очень не хочется, нужно приноравливаться к условиям и требованиям ее, писать не дописывая, говорить не договаривая» 5 . Книга стихов «Лирика» (1907) наполнена стихотворениями, внешне повторяющими ходы и темы символистских сборников, но не имеющими глубокого основания ни в душе, ни в творческой манере автора, ни в его жизненном и духовном опыте. Здесь еще нет того неповторимого собственного голоса, который присущ Толстому в более поздних произведениях, особенно в прозе. От этого сборника Толстой отрекся вскоре после его выхода в свет и на всю жизнь, однако он все же ввел его в литературный мир Петербурга и на «среды» Вяч. Иванова.

Дальнейшее, по воспоминаниям писателя, шло так: «В 1908 году попадаю а Париж. Там происходит встреча, а затем дружба с поэтом Максом Волошиным. Он посвящает меня в тайны поэзии… В начале 1909 года возвращаюсь в Петербург… В этот период на меня оказывает влияние поэт Вячеслав Иванов» 6 .

Влияние это прежде всего сказалось в обращении к славянской мифологии и образам русской народной культуры7 . Немаловажную роль сыграло знакомство с А. М. Ремизовым, происшедшее также на «башне» у Иванова.

  1. С. К. Маковский , Портреты современников, Нью-Йорк, 1955, с. 279.[]
  2. С. К. Маковский , Портреты современников, с. 274.[]
  3. Цит. по кн.: «Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя», Куйбышев, 1982, с. 152.[]
  4. »Переписка А. Н. Толстого», в 2-х томах, т. 1, М., 1989, с. 155. []
  5. Там же , с. 119 – 120.[]
  6. Цит по кн.: В. Щербина , А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956, с. 28.[]
  7. Из письма А. Толстого к И. Ф. Анненскому: «…я никак не могу найти ряда моих символов для нынешнего дня… Древность же окрашена в прекрасные цвета, и легко брать от нее то, что пришлось по душе, по плечу». – «Переписка А. Н. Толстого», в 2-х томах, т. 1, с. 155.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1991

Цитировать

Толстой, А. Письма А. Н. Толстого к Вяч. Иванову (1911–1912). Публикация Н. Гончаровой / А. Толстой // Вопросы литературы. - 1991 - №6. - C. 243-248
Копировать