№10, 1967/Обзоры и рецензии

Писатель-гражданин

Яхья Сеидов, Творческий путь Мехти Гусейна, Изд. АН АзССР. Баку. 1966, 248 стр. (на азербайджанском языке).

Прошло более двух лет со дня смерти народного писателя Азербайджана Мехти Гусейна – замечательного художника, чьи произведения получили признание и в многонациональном Советском Союзе, и за рубежами нашей родины, крупного общественного деятеля, талантливого организатора литературных Сил республики. Годы отдаляют нас от того дня, когда мы потеряли М. Гусейна, но эти же годы доказывают прочность читательского интереса к его книгам, позволяют широко и объективно оценить его вклад в развитие родной литературы, его место в общесоюзном литературном процессе.

Книга Я. Сеидова «Творческий путь Мехти Гусейна» – первая из серии монографий о крупнейших писателях Советского Азербайджана (серия эта запланирована Издательством АН АзССР). В центре внимания автора – художественные произведения М. Гусейна; лишь попутно он касается его критических, историко-литературных, теоретических работ. В книге прослеживается весь путь писателя, начиная от его первых рассказов, относящихся к концу 20-х.годов («Стрижка овец», «Туннель» и др.). В этих рассказах, отмечает Я. Сеидов, сказалась еще литературная неопытность молодого автора, но в то же время уже выявились некоторые характерные черты его творческой индивидуальности, и прежде всего чувство гражданственности, интерес к насущным проблемам народной жизни. Как и многие другие писатели той поры, М. Гусейн пришел в литературу из газеты. Работа в газете воспитала у него «чувство нового», умение разбираться в людях, в общественных конфликтах, способствовала накоплению огромного количества жизненных фактов и впечатлений.

М. Гусейн и сам неоднократно писал о том, что с первых шагов литературной деятельности его интересовала наша современность, изменения, которые внесла революция в жизнь азербайджанского народа. Культурная революция, борьба с патриархально-феодальными пережитками в сознании людей, духовное раскрепощение женщины – вот темы первых произведений М. Гусейна. Пристальный интерес к современности, постоянная готовность устремиться туда, где рождалось новое, умение увидеть драматизм борьбы нового со старым – эти черты писатель сохранил до конца своих дней. На месте он изучает историю знаменитой в Азербайджане Чайлинской коммуны и на основе этих материалов пишет повесть «Тарлан», посвященную утверждению новых, социалистических отношений в деревне. Чтобы лучше узнать жизнь нефтяников, писатель два года провел на промыслах и воссоздал затем в романах «Апшерон» и «Черные скалы» героическую романтику труда рабочих и инженеров, добывающих черное золото. «Показать моральный облик человека, героя нашего времени» – вот задача, которую ставил перед собой Мехти Гусейн.

Тщательно анализируя повесть «Комиссар» – об одном из бакинских комиссаров, славном большевике Мешади Азизбекове, роман «Утро» – о революционной борьбе пролетариата под руководством партии большевиков против самодержавного гнета и капиталистической эксплуатации, Я. Сеидов убеждает нас в том, что глубоко закономерным было и обращение М. Гусейна к историко-революционным темам, – он показывал преемственность революционных традиций, духовный рост человека из народа, рождение героев нового времени. В этих произведениях по-новому раскрылся талант М. Гусейна, художника-новатора.

Я. Сеидов рассматривает произведения писателя не по жанрам, а в хронологической последовательности. Это дает возможность проследить рост мастерства писателя, путь его к зрелости. На примере творчества М. Гусейна исследователь ставит и ряд общих, теоретических проблем: положительного героя, конфликта, взаимоотношений героя и обстоятельств, принципы типизации. Это расширяет границы исследования, позволяет сделать выводы, выходящие за рамки творчества одного художника.

К сожалению, за пределами книги остался последний роман М. Гусейна «Подземные реки текут в море», в котором с большой психологической глубиной раскрыт характер главной героини; ее душевные переживания. Писатель, к сожалению, не успел доработать вторую часть романа, там чувствуется некоторое «ускорение», событий, эскизность характеристик героев. Но и в этом виде роман займет видное место в истории азербайджанской литературы.

Человек страстный, идейно убежденный, М. Гусейн стремился вмешаться в самую гущу жизни – и художественным словом, и публицистической статьей, и горячим критическим отзывом. Его отличала постоянная забота о развитии родной литературы, он всячески старался приумножить ее богатства, с большим вниманием относился к молодым писателям. По самой своей сути он был борцом мысли, любил вступать в споры, у него было свое, глубоко индивидуальное отношение к каждому человеку, взявшему в руки перо.

М. Гусейн жил в горячей атмосфере литературных споров, дискуссий. Эта сторона творческой личности писателя, на мой взгляд, недостаточно показана в книге. Я. Сеидов внимательно изучил все критические материалы и высказывания по поводу тех или иных произведений М. Гусейна. Были случаи и явных критических «перегибов», однако автор почему-то проявил излишнюю «осторожность» и не высказал своего ясного и принципиального отношения к ним.

Не раз упоминаются в книге имена таких писателей, как С. Рагимов, А. Абульгасан, М. Ибрагимов, А. Велиев, Мир Джалал и др. Но эти упоминания носят часто формальный характер, в лучшем случае создавая фон. Глубокого сопоставления произведений М. Гусейна с творчеством других писателей – его современников – не получилось, и это обстоятельство не позволило автору всесторонне раскрыть роль М. Гусейна в развитии родной литературы. К недостаткам книги надо отнести и то, что анализ социального содержания жизненных проблем порой приобретает самодовлеющий характер, дается в отрыве от проблем художественных, без учета их специфически литературного преломления.

Эти недостатки существенны. Но велика и заслуга автора, – на многочисленных фактах, собранных им, путем убедительного анализа произведений, сопоставления их с жизнью, он показывает, как тесно и органично был связан М. Гусейн с нашей кипучей современностью. Убеждается читатель и в том, что такая «злободневность» не только не мешала развитию таланта писателя, но давала ему силу, живительные соки. В этом поучительность жизненного и творческого пути М. Гусейна.

г. Баку

Цитировать

Халилов, Г. Писатель-гражданин / Г. Халилов // Вопросы литературы. - 1967 - №10. - C. 232-233
Копировать