№5, 1986/Хроника

Первые блоковские чтения в Шахматове

Не так уж много времени прошло со дня образования музея Блока в подмосковном Шахматове, где поэт ежегодно проводил лето с детских лет по 1916 год. В ноябре прошлого года в выставочном зале Тараканова (рядом с Шахматовом) состоялись первые Блоковские чтения, посвященные 105 годовщине со дня рождения поэта. Конференцию открыла директор музея З. Цапко. Она рассказала о практических и теоретических сложностях, возникающих при создании концепции музея, и о путях их преодоления, а также обратила внимание на экспонируемые в помещении выставки рукописи Блока, редкие книги и фотографии, отметив, что они собраны в музее в короткие сроки.

Сообщения на Шахматовских чтениях можно условно для удобства обзора разделить на три группы.

В работе конференции принимали участие сотрудники блоковской секции ИМЛИ, непосредственно участвующей в подготовке академического Полного собрания сочинений и писем Блока в 15-ти томах. Это и обусловило то, что ряд выступлений так или иначе был связан с проблемами текстологии и атрибуции текстов для этого издания (первая группа сообщений).

А. Гришунин в докладе «О принципах издания академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока» констатировал, что основой для нового издания служат предыдущие собрания сочинений Блока, и, прежде всего, Собрание сочинений в восьми томах (под ред. В. Н. Орлова), изданное в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Докладчик показал насущную необходимость нового академического издания и сообщил, что в объемных комментариях к нему будут приведены все варианты и редакции стихотворений Блока, а также учтены пометы и «черновые» даты, приведенные поэтом на полях рукописей.

Сообщение Л. Долотовой «Александр Блок в работе над рукописями» в основном развивало положение статьи К. Суворовой «Рукой Александра Блока…» 1. Блок собирал свой архив всю жизнь, отмечала Л. Долотова, но не так, как собирают коллекционеры, цель которых накопление различных документов, а как писатель, создающий творческую лабораторию слова. Архив Блока дошел до нас в превосходном состоянии, ибо поэт писал черными чернилами на хорошей бумаге, соразмерно располагая текст. Образцовое состояние рукописей, наличие в них большого количества дат и помет облегчают работу над академическим собранием. Основная же трудность подготовки этого издания связана с тем, что блоковские материалы рассредоточены в различных архивохранилищах Ленинграда, Москвы и других городов.

В выступлении З. Паперного «Биография стихотворения «Поэты» каноническая редакция стихотворения (1908 г.) была сопоставлена с его черновым вариантом 1903 года. Если в рукописи 1903 года особенно заострена тема трагической судьбы поэтов, отъединившихся от широкого полотна живой жизни, от народа, то в тексте 1908 года в последней строфе появляется новый мотив растворенности лирического героя-поэта в снежной вьюге бытия, С. Шумихин сделал сообщение на тему «Солдатская сказка» как пример литературной мистификации». Докладчик обнаружил первоначальный текст так называемой «Солдатской сказки», относительно которого считалось, что это – народная сказка, обработанная Блоком в 1915 году. Правка Б. Садовского на тексте «Наполеоновых сереброедов» (таково первоначальное название «Солдатской сказки») и ряд других признаков позволяют отнести создание этого произведения к середине 1920-х годов и установить авторство Садовского, который выдал машинописный текст за, якобы, полученный им в 1915 году от Блока. Кроме того, в докладе С. Шумихина затронут вопрос о происхождении некоторых стихотворных текстов, приписываемых Блоку, источник которых – сообщение Садовского «по памяти».

  1. В кн.: «Встречи с прошлым», вып 3, М.. 1978.[]

Цитировать

Бень, Е. Первые блоковские чтения в Шахматове / Е. Бень // Вопросы литературы. - 1986 - №5. - C. 273-275
Копировать