№5, 1986/Хроника

XV конференция в Болдине

Ежегодные конференции «Болдинские чтения», организуемые сотрудниками Музея-заповедника А. С. Пушкина в селе Большое Болдино и Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, стали традиционным местом встречи тех, кому дорого все, что связано с именем великого русского поэта: литературоведов и журналистов, археологов и историков-архивистов. Своего рода юбилейная пятнадцатая встреча проходила в сентябре прошлого года.

Тематика заявленных и представленных докладов (их общее количество – более двадцати) была весьма разнообразной. Выступления ученых и гостей конференции с трудом поддаются логической систематизации. Вместе с тем представляется возможным выявить в докладах объединяющие их тенденции, характерные для сегодняшнего пушкиноведения.

В ряде докладов уяснялось глубинное сходство лирических либо сюжетных, иногда внешне непохожих мотивов, рассматривалась «разность» их эмоционального звучания и смыслового наполнения, обсуждались принципы объединения тех или иных произведений в циклы. Подобная проблематика, по своей сути историко-литературная, собственно пушкинистская, значима и для дальнейшей разработки теории литературы.

Конференция открылась докладом С. Фомичева (Ленинград) «Жанр лирического цикла в творческой эволюции А. С. Пушкина». По мысли докладчика, именно у Пушкина, а не у Некрасова и Огарева (вопреки утверждению В. Сапогова, автора статьи в КЛЭ) впервые появляется лирический цикл как жанр. Наряду с этим было бы неправомерным и размывать границы лирического цикла, превращать данное понятие в метафору, как это делал Н. Измайлов, который приравнивал цикл к идейно-тематической линии развития творчества поэта. Подчеркнув, что понятию лирического цикла следует вернуть определенность как феномену формально-содержательному, С. Фомичев показал, что в поэзии Пушкина насчитывается шесть циклов: элегии 1816 – 1817 годов, «Подражания Корану», «Песни о Стеньке Разине», кавказский цикл, «Песни западных славян», каменноостровский цикл. Он отметил также, что лирическая циклизация имела место и у таких современников Пушкина, как Вяземский, Рылеев, Языков. Среди устойчивых примет поэтики цикла С. Фомичев назвал наличие сюжета, смысловую замкнутость, варьирование деталей, соотнесенность первого и последнего произведения. В этих аспектах были кратко проанализированы лирические циклы Пушкина. В заключение С.

Цитировать

Сироткина, С. XV конференция в Болдине / С. Сироткина // Вопросы литературы. - 1986 - №5. - C. 269-272
Копировать