№3, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

Партия и художественная культура развитого социализма

В решениях XXVI съезда КПСС указывается, что одну из важнейших задач социальной политики партии на современном этапе составляет повышение роли социалистической культуры иискусства в формировании марксистско-ленинскою мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей.

История многонациональной советской художественной культуры свидетельствует, что все ее достижения, верная идейная направленность, художественное мастерство, укрепление связей с жизнью народа – результат последовательного претворения в жизнь ленинских принципов и норм партийного руководства духовными процессами, дальнейшего совершенствования разработанных В. И. Лениным методов и форм партийного влияния на художественное творчество.

Между тем до настоящего времени в нашей научной литературе мало специальных работ, в которых бы обстоятельно рассматривались задачи и цели, принципы и формы культурно-художественной политики КПСС, где бы обобщался богатейший практический опыт партийных организаций творческих союзов и учреждений культуры по руководству развитием литературы и искусства, опыт конкретного претворения в жизнь указаний партийных съездов, постановлений ЦК КПСС но идеологическим вопросам. Нет необходимости, думается, говорить, что в современных условиях – в теоретическом и практическом, идеологическом и международном аспектах – значение разработки проблем партийного руководства художественной культурой чрезвычайно актуально и насущно необходимо.

 

  1. ПРАВО НА РУКОВОДСТВО

В начале XX века, когда была опубликована ленинская работа «Партийная организация и партийная литература», были довольно распространены идеи, а именно: партия рабочих и трудящихся масс должна ставить перед собой задачи политической, экономической борьбы и не должна вмешиваться в сферу духовного производства.

Такой солидный авторитет, как К. Каутский, в своих рефератах, прочитанных в апреле 1902 года в социалистическом кружке самообразования в Амстердаме, утверждал, что в интеллектуальном производстве (куда он относил образование и науку, художественное творчество и другие формы духовной деятельности) «общественный идеал остается все тем же, именно: анархическим» 1. «…Здесь может вполне господствовать вольное производство» 2.

Бельгийский социалист Жюль Дестрэ в вышедшей в начале века книге «Искусство и социализм» писал, что искусству необходима полная независимость. «Если бы Мы стали претендовать на его подчинение нашему руководству, – утверждал Дестрэ, – то оно заглохло бы и погибло». «Искусству необходима абсолютная свобода… Государство имеет по отношению к искусству только обязанности, но не имеет прав» 3.

В первые годы советской власти В. И. Ленину, партии пришлось вести решительную борьбу с деятелями Пролеткульта, выступавшими за отделение искусства от государственного и партийного руководства.

Естественно, что партия не могла пройти мимо этих, в корне ошибочных установок.

Культурная революция, затрагивающая все стороны жизни, не сводится, указывал Ленин, только к разрушению старой, реакционной культуры; она ставит задачу созидания новой культуры как основную, ведущую задачу. Но нет ни одного социалистического сочинения, где бы указывалось на те конкретные практические трудности, которые возникают перед рабочим классом, поставившим своей целью превратить всю сумму накопленного капитализмом богатейшего запаса культуры и знаний в орудие социализма. Задача эта сложная, ибо требования рабочего класса – неизмеримо более высокие, чем требования буржуазии, это те требования, которые достойно и прилично предъявлять стране, ставящей своей задачей развиться в социалистическую страну## См.: В. И. Ленин, Полн. собр.

  1. К. Каутский, Социальная реформа и На другой день после социальной реформы (перевод с немецкого), Ростов-на-Дону, 1905, с. 162.[]
  2. Там же, с. 164.[]
  3. Жюль Дестрэ, Искусства и социализм (перевод с французского), Пг., 1918, с. 17 – 18, 29.[]

Цитировать

Лукин, Ю. Партия и художественная культура развитого социализма / Ю. Лукин // Вопросы литературы. - 1982 - №3. - C. 3-39
Копировать